Тяжело, когда самый дорогой человек от бесконечного пьянства превратился в тирана и деспота. Он мучает семью, не дает спать соседям, но защищен законом о добровольном лечении, поэтому отправить его в стационар насильно непросто. И, все-таки, когда у пациента диагностирован алкоголизм, госпитализация возможна, даже если он категорически не согласен. О том, как это происходит, рассказывают эксперты нашей клиники.
Почему алкоголики отказываются лечиться
В сознании людей существует убеждение, что алкогольная зависимость — не заболевание, а образ жизни. Даже самые близкие спохватываются, только когда человек становится рабом алкоголя.
Стыдить и требовать, чтобы он бросил пить — все равно, что обвинять, что у него аппендицит, инфаркт или гипертония. И уговоры тоже бесполезны, пока у алкоголика не появится четкое осознание, что он зависим, самостоятельно справиться с аддикцией не сможет. Пьющий искренне полагает, что «имеет право» жить так, как живется, зависимым себя не считает и уверен, что лечение ему не требуется, поэтому любые разговоры на это тему воспринимает как оскорбление.
Даже если и промелькнет мысль, что надо бы бросить пить, жестокие симптомы отмены быстро заставляют о ней забыть. Все его естество подчинено стремлению выпить, а любые попытки этому помешать рождают яростное сопротивление. Алкогольный «наркоз» приносит облегчение, поэтому подсознательно алкоголик связывает муки абстиненции с вынужденной трезвостью и категорически отказывается от лечения.
Ближайшее окружение обречено терпеть его буйство и агрессию, забыв покой и семейный уют, потому что домашний тиран защищен законом о добровольном лечении.
Помните! Как бы ни хотелось измученным родственникам отправить опустившегося алкоголика на терапию, делать это надо грамотно.
Кого защищает закон
Кто из нас не пожалеет членов семьи пьющего «по-черному»? Он агрессивен и неадекватен, а весь семейный бюджет подчинен утолению его необузданной страсти. Казалось бы, достаточно «заявить куда следует», и отправят мучителя лечиться принудительно. Семья отдохнет от домашнего тирана хотя бы ненадолго, а больного, если и не вылечат, так подлечат.
А теперь поставьте себя на место зависимого: если он вменяем, то вправе считать такое действие похищением и насилием над личностью. Недавняя советская история еще хранит в памяти ЛТП и психушки, куда по навету «спихивали» неугодных. Вылечивались там от силы 5%, зато остальные, выходя «на волю», в рекордно короткие сроки спивались окончательно.
В наши дни, прежде чем направлять на принудительное лечение алкоголиков, нужно получить веские основания. Закон РФ 1992 г. определяет их в статьях 97–104 УК и ФЗ 3185–1:
- неадекватность поведения с угрозой окружающим;
- доказанное совершение преступления на фоне подтвержденного диагноза;
- потеря трудоспособности вследствие тяжелого алкоголизма;
- острые формы психических расстройств, развившиеся на фоне зависимости (например, белая горячка).
Категории больных, которых также можно госпитализировать без их согласия:
- С диагностированной потерей дееспособности. В клинику может обратиться его опекун.
- Несовершеннолетних пациентов — также определяют на лечение родители или опекуны.
- С психическими заболеваниями — в отсутствие официальных опекунов инициатором госпитализации по заявлению соседей могут быть участковый из полиции или психиатр районной поликлиники.
Надо понимать, что госпитализация без согласия пациента — исключительная мера. Для ее осуществления должны быть зафиксированные факты, на основе которых получен протокол от правоохранительных органов, врачебное заключение и заявление в наркологическое отделение, а затем — обращение в суд.
Решение суда будет положительным, если есть полная доказательная база: фото и видео, подтверждающие неадекватность, результаты медицинского освидетельствования, показания очевидцев.
Теория и практика
Итак, принудительная госпитализация алкоголиков возможна, если на руках есть необходимые документы и решение суда на их основании. Но обычно у членов семьи, в которой есть пьющий родственник, недостаточный уровень юридической грамотности, чтобы регулярно вызывать наряд полиции, возить на освидетельствование и выступать видеооператором.
Как правило, это измученные люди, находящиеся под гнетом зависимого. Им трудно представить, как отреагирует раб алкоголя, если ему предложат сходить в наркоклинику для обследования, или увидев полицейского, пришедшего «по его душу».
Но когда он допьется до невменяемости, нарколог обязан начать лечение даже без согласия пациента, если тот находится в состоянии представляющем угрозу для жизни. В этот перечень входят:
- кома;
- острое алкогольное отравление;
- опасная травма;
- потеря сознания;
- психическое алкогольное расстройство;
- острая органная недостаточность.
Врачи сделают все, чтобы привести больного в чувство. Начав с детоксикации, они могут продолжить антиалкогольную терапию. Но задерживать больного в стационаре противозаконно, если, почувствовав себя лучше, он не захочет продолжать лечение.
Временем, когда он находится в отделении для стабилизации состояния, необходимо воспользоваться для интервенции. Метод используют как предварительный этап в лечении алкоголизма. Госпитализация по экстренному поводу дает опытному психологу ежедневно проводить сеансы, которые с каждым днем будут повышать мотивацию больного.
90% пациентов после таких бесед соглашаются на дальнейшее лечение. Это — гораздо более эффективный способ, чем принудительная госпитализация.
Если у вас остались вопросы по теме принудительного лечения алкоголизма — задавайте их в комментариях. Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и смотрите нас на Ютубе.
Есть противопоказания. Необходима консультация специалиста