Найти тему

Тепловозик из Гуамки

/Республика Адыгея Краснодарский край/

Роза дня – в снегу и солнце! Туман ушел, стало не просто ясно, пронзительно ясно, температура поднялась до +5°С и снег стал стремительно таять. Главное, в такое время держаться подальше от елок. Они собирают на своих лапах настоящие сугробы, под солнцем сугробы тяжелеют, покрываются ледяной коркой и соскальзывают вниз внезапно всей массой. Я увернулась и мне только плечо задело, но это было неприятно.

Погода в горах меняется стремительно, а при движении, даже неторопливом, еще стремительней. Поднимаешься на 100 метров – там снега чуть больше, на 200 – еще больше, на 300 и выходишь на открытое место под ясное солнце – а там снега нет. Вот так проедешь десяток километров по горной дороге и успеешь побывать во всех временах года по очереди, а в некоторых и одновременно. По дороге в Гуамку такая красота, что даже Артур, наш водитель, снимал, как мы катимся по залитой солнцем долине, а впереди горный хребет – весь в снегу.

-2

По Гуамскому ущелью ходит тепловозик о четырех вагонах. Отправляется каждый час. Но даже в ноябре с билетами напряженка. Сложно представить, что же там творится летом. Тепловозик еле едет по узкому ущелью над рекой Курджипс, громкоговоритель читает экскурсию, из открытых вагончиков удобно созерцать. В общем, развлечение доступное всем категориям граждан.

Поездка продолжается 20 минут, можно 10 минут погулять и ехать обратно. Но можно погулять и больше – ведь поезд проходит незначительную часть ущелья. Дальше только пешком. Сначала по рельсам, потом по шпалам, а потом… просто по тропе.

Тепловозно-экскурсионный маршрут – наследие бурного прошлого ущелья. Узкоколейку построили еще в первую пятилетку, и успешно использовали для перевозки леса. Во время Великой Отечественной войны партизаны взорвали мост через реку Сухая Балка, когда по нему проезжала горно-стрелковая дивизия вермахта, направлявшаяся в Сочи.

В послевоенное время и до середины семидесятых дорогу использовали как для грузовых, так и для пассажирских перевозок между Гуамкой и Мезмаем, пока не случился обвал. Обходчица успела предупредить об опасности, пассажирский поезд был вовремя остановлен, а сама она погибла под завалом. Дорогу восстанавливать не стали. И Гуамка, и Мезмай доступны на автомобиле, а нам остались только памятники и туристический тепловозик.

К сожалению, до конца бывшей узкоколейки я не дошла, только перешла завал и обратно. Но имею огромное желание пройти этот путь со стороны Мезмая, в ту сторону очень красивые горы. Говорят, из ущелья можно вылезти на плато Лаго-Наки, натоптанные тропы я видела, но о такой авантюре пока задумываюсь в очень отдаленной перспективе, уж как-то слишком резко вверх они натоптаны, да и горы там живые – падающие камни не редкость. Наверно, поэтому так красиво даже в ноябре. Правда, снимать ущелья не очень удобно, там всегда есть пара-тройка горизонтов и, как минимум, один из них оказывается завален.

12.11.2021, Гуамское ущелье, 700 м