Найти тему

Попытка понять творчество Андрея Pyrokinesis и его самого #2

Оглавление

"О чём поют тысячекрылые птицы?"

В этой статье излагается восприятие и трактовка лишь одного человека, которое может отличаться от вашего, если у вас оно иное, то это здорово, и вы так же можете им поделиться. (Статья может редактироваться и дополняться)

Поскольку творчество Pyrokinesis, как было уже неоднократно сказано до меня, построено по принципу ризомы и, в основе своей, полностью детерминировано, то начинать его разбор в каком-либо конкретном месте бессмысленно, так что я буду начинать/продолжать с того момента, с которого мне вздумается.

В прошлый раз, я разобрал первый трек альбома, который по сути можно назвать и заглавным. Сейчас же нужно подробнее разобрать "звук отчаянья", которым является песня "Дедлайны".

"Мягкие часы в момент первого взрыва", Сальвадор Дали (1954)
"Мягкие часы в момент первого взрыва", Сальвадор Дали (1954)

"Дедлайны"

"Ни один вопрос, увы, не решен, и за окнами прячемся от мира, как за решётками В облаках перелётные птицы снова споют обреченно сонату о том, что все когда-то становится черным"

Время идёт так быстро, что ничего толком не успевает прояснится, всё просто идёт своим чередом, все просто прячут себя за стеклом наблюдателей, все просто плывут по "течению в никуда". Кто же всё-таки выбрался за пределы оконного стекла, становится "перелётными птицами", творцами, которые нашли своё понимание, а самым большим пониманием, является осознание конечности всего в нашем мире, в том числе и нас самих.

"А белые полосы на шоссе, как разделительный знак и там где закат и рассвет — Мы застряли между двух дорог и за дверью ворот не нашли ничего, Что нити жизни сможет сплести в узелок опять! И нас рвет на куски, и я старался не теряться, но пропал, ты прости Моя тропа позади, и я слетел на обочину Ведь смотрел в пустоту так долго и сосредоточенно"

Снова обращение к кому-то, по видимому, близкому Андрею или его лирическому герою, где два человека оказываются на распутье, и нити жизни этих двух людей расплетаются, и во всём огромном мире не нашлось ничего, что смогло бы их удержать. А всё потому, что главный герой слишком долго копался в себе, слишком долго искал понимания, глядя в одну точку — в пустоту. Он так усердно пытался понять всё, что это выводит его из привычной для всех колеи, выводит на обочину, где он двигается параллельно всему остальному течению. Как известно, интеллект в определённом ключе уродует наше сознание, чем больше мы понимаем, тем больше мы видим того, что нам неясно и того, что нам понять жизненно необходимо, но в то же время, тем меньше понимают нас самих — тем меньше мы находим тепла.

"Извини, времени нет, времени мало, время пропало и всё, всё время идет не по плану Время диктует закон и время стирает в песок, и время лишь обещает, но сделать лучше никак не смогло."

Дедлайны — это сроки, лирический герой спешит всё понять, спешит стать счастливым в течение очень короткого срока — человеческой жизни, это своё переживание Андрей выражал ещё в песне "Мыльные пузыри" максимально прямо и без метафор, он обеспокоен тем, что ему нужно быть встроенным в мир, где "нет эмоций, только меморандум", где всё держится на вещах, в которых нет ничего человеческого.

"Устал ждать, когда придёт успех, устал, устал как никогда не уставал, Но надо всё успеть, успеть закончить институт, успеть работу и семью Успеть увидеть, как споют на утреннике внуки, успеть состариться, скажи, успеть существовать достойно, но как успеть пожить?" - отрывок песни "Мыльные пузыри"

"Орем, что нам плевать, но, ускорясь, мы делаем все для того, чтобы запрыгнуть в горящий поезд, да лишь не умереть бы никем и не стать нелюбимым, но каждый миг в этом мире, как будто сталь гильотины"

И несмотря на своё показательное нежелание быть частью этой системы, быть частью какой-либо системы вообще, Андрей всё равно старается оказаться в ней, старается стать частью того, что он сам видит чем-то разрушающимся и разрушающим других, просто потому, что нет другой дороги, но несмотря на то, что у него выходит мимикрировать под часть системы, его разрушает холод и тоска, так что в сущности, он умирает, просто иначе.

"И жизни клинок беспощаден и так безупречен, и прошу, времени хоть немного отдай мне, и я молод, но так давят отовсюду дедлайны, но почему?"

Находясь только в начале своего жизненного пути, он уже ощущает нехватку времени, хотя у него его ещё много, потому что, чтобы понять всё, времени нужно соразмерно этому вечному всему, в этом и главный (риторический) вопрос: "почему?"

"Когда придет успех — я не знаю, но подожду, когда я полюблю — я не знаю, но подожду, когда я все пойму — я не знаю, но подожду, и когда я умру — не знаю, но все-таки подожду..."

Интересно и то, что всё творчество Pyrokinesis состоит либо из идеальных соединений смыслов, либо из смыслов диаметрально противоположных. Ранее он писал, что "так нелегко, я устал что-то ждать, бесконечно смотреть в монитор", но в этих строках он как будто бы находит смирение, по крайней мере, временное. Он принимает ответом на свой вопрос "почему" — "потому", что до абсурда просто, с чем смириться до конца никогда не выходит, но понимая победу времени над собой , и теперь его смерть — самоцель.

"Когда же ты раскроешь все тайны? Я прошу, передвинь немного стрелочку таймера, но только шум от часов не даёт все продумать детально, все сложнее писать и меня так давят дедлайны!"

В этой строчке он снова обращается к Луне, ведь уводя за собой в темноту, она и даёт ему понимание тех или иных вещей, уходя с ней, — он уходит в себя и находит ответы. "Когда же я всё пойму?" — от этого вопроса исходит всё мучение героя, ведь пока он не способен примириться со своим незнанием по-настоящему. Он старается писать, старается доносить свои чувства, мало того, что "малоёмки слова", но он также прибывает в состоянии перманентного цейтнота, который давит на него, из-за чего он ломается и из-за которого пишет этот альбом.

"Культура"

Весь трек можно описать строчкой из куплета Sted.d: "Люди схавают дерьмо и пропустят то, что бессмертно." А индустрия выше истории. Но как обычно, в нём скрыто множество интересных деталей помимо этой мысли.

В песне "Дедлайны" Андрей писал: "Нет ответа на столько вопросов, и привяжи меня тут самыми крепкими тросами, меня уносит течение в никуда...", но эта песня начинается со строчек:

"Всё оборвется обязательно, гаснут глаза..."

Здесь героем принимается факт того, что какими "тросами" его не привяжи, течение всё равно унесёт его. А всё его нутро, наполненное желанием творить и созидать, будет опустошено.

"Скатертью будет школа к могиле, к счастью — по касательной."

— Нас научат жить те, кто уже отжили свой век, притом век, в котором счастье ставилось ниже, чем та или иная "учёба", век, где счастье — это роскошь, и где все принимают это как данность.

"Искусство есть, но оно отныне души не ранит"

Скорее всего Андрей пишет о своём искусстве, и он уже начал опустошаться, он творит, но это не вызывает в нём никакого отклика.

"Всё не так и люди застряли между двумя мирами, только врут и трут они там, Трудно тут и никак быть самим собой и над нами нависли руки кукольника. Нам как-будто бы не дали поспать и уставши всё, что имели, мы закатали в асфальт"

Автор видит всех людей, как неопределившихся, сознательно или бессознательно, но все запутаны и все находятся в руках обстоятельств, так или иначе врут себе и трут, как во втором куплете напишет Sted.d: "...достаточно ли лжи, чтобы обмануть себя, куражить, стирая память о разлитый по стаканам джин или уйти на все ни тратя и дня..."

Но без возможностей реализовать себя и остаться самим собой, таким, каким тебя составляют эмоции, мы уходим от самих себя, черствеем и прячемся "за окнами".

"А вот, люди почему-то ведут себя как бетон. Живут, и все как-бы тонут, жрут и на всё готовы." - "Чёрное солнышко"

И строфой ниже Андрей напишет: "...И видим выход, мы все реже потом, и вся твоя юность замурована в железобетон...", что напоминает о том, что чем мы старше, тем меньше мы противимся такому исходу, и тем меньше мы чувствуем. Для человека созидательного всё это — просто пытка.

Сколько пройдено проселок и дорог, ты думал музыка — успех, но только все наоборот. И только ты виновен в том, что тут искусству нет места, и, что "хуйня" для тебя, для нас как синоним протеста... ...И тут нету денег, нет отдачи сложный творческий рост, но для художника даже стекло троллейбуса будет как холст.

Андрей обращается в своему слушателю, напоминая о том, что музыке, подобной его, сложно пробиться в массы, так как она идёт поперёк трендов своей сложностью и концептуальностью, своей экзотичностью, а искусство для трендов далеко не первостепенно. Позже Андрей, когда уже будет иметь какую-то первую известность, многократно будет говорить, что ему просто повезло, и что просто "ставка сработала".

Также он говорит о том, что так или иначе, искусство найдёт способ быть созданным, пока будет существовать творец, вне зависимости от материальных факторов.

Творец де-факто, де-юре я ненавижу искусство, я ненавижу культуру... ...Мы проебали всё с треском, эта музыка стала нашей культурой протеста

"Де-юре" (латинское выражение) — это какое-либо положение писанное по закону, идея как есть, а "де-факто" — буквально, "на деле". То есть, Андрей называет свою музыку "протестом", которую он творит вопреки массовой культуре. То бишь, пускай он и творит в рамках массовой культуры, но эту самую культуру он ненавидит.

"И мне так грустно и весело, и мне грустно и весело Ненавижу стихи, но так обожаю поэзию"

Сам Андрей в интервью 2019 года (сайту Afisha Daily) объяснял эти строки так: "Стихи для меня — это бесконечное желание человека обернуть все в зарифмованную форму. Очень это не люблю, это один из видов графомании. А поэзия — она же не только в стихах. Поэзия — это наполненность: есть же пустые слова, а есть наполненные."

Мне кажется, иначе и не истолковать. В рамках современной массовой культуры очень много пустых слов, обёрнутых в какие-либо подобные формы-симуляторы, которые лишь стараются выглядеть наполненными.

Далее в своё куплете Sted.d пишет:

Мы снова видим звезды, существуя без света, но эти звезды нам расскажут про пустую жизнь. (Смотри наверх). Как много мне в эту песню вложить? Достаточно ли лжи... ...В этой музыке скрыв тысячи безумных деяний, копаю яму и аккомпанирую толпой, музыка из осуждений поднимет на вилы"

Фёдор Sted.d пишет о том же, о чём и Pyrokinesis, а именно: природа не любит пустоты. Поэтому в отсутствие иного света с героем начинают говорить звёзды, рассказывать о пустой жизни. Мне нравится интерпретировать этот момент так: человек, который несчастен быть внутри серой массы, которому неприятна культура, которую они потребляют и потребление как таковое, уходит от людей. Он уходит из города — центра потребления, уходит туда, где ночное небо не засвечено многочисленными и скоротечными вспышками цивилизации.

"Вчера один, а сегодня другой, и каждый тут играет лишь свою мимолетную роль. В мире, где даже Солнце поблекло и всё одноразово, ты мне скажи: как умереть Легендой?" — песня "Покажи как умереть легендой"

И в этом огромном массиве информации появляются лица, которые создают какой-либо инфоповод и, зачастую, почти сразу же исчезают, и все сосредоточены на том, чтобы следить за этим безумным круговоротом лиц на экране, когда люди, увековечившие себя в человеческой истории, никому почти неизвестны и лишь ограниченное количество людей помнит о них и интересуется ими. Сбежать от этого можно только намеренно. Сбежать туда, где видно звёзды — светила, которые познали пустоту этой жизни и вынесли её в свои труды и творения. (Очень интересная метафора получается, если представить, что звёзды — это наиболее выдающиеся личности, то их прошлое доносится до нашего настоящего также, как и прошлое звёзд сквозь световые годы доносится до нас с опозданием.)

"Костёр сожжёт всё то, из-за чего были горды"

— Sted.d также напоминает нам, что всё, что нам дорого — временно.

"Стотысячекрылым"

Примечание: во всех своих разборах я говорю о Боге, только как об образе демиурга, существа, стоящим над миром или существа-героя различных мифологий, ведь именно так и сам автор использует этот образ. Однако, как инструмент метафоры, конечно же, могут быть конкретные отсылки на христианский или, к примеру, древнегреческий миф. Вера в них никак не затрагивается.

"В глазах каждой зимующей птицы, что улетела на юг, созерцал отражение зарницы тех душ, что напрасно погибли в бою за идеи, за пламя в душе, но самих не нашедших приют"

Песня начинается с очень эмоциональных строк. В песне "Дедлайны" уже был образ перелётных птиц, которые, как и звёзды в предыдущей песне, рассказывали нам о тленности жизни, о её конечности, о пустоте. Это образ ушедших творцов. Андрей расценивает их борьбу за их идеи и идеалы как "напрасную", как и их смерть, часто, за те же идеалы, ведь, несмотря на свой труд в познании и развитии фундаментального человеческого понимания мира, при жизни они зачастую так и не смогли стать счастливыми.

Стотысячекрылый — образ бесконечно далёкого от земли и мирского человека существа, существа всезнающего и даже приближенного к Богу — как величайшему творцу. Образ был вдохновлён серафимами (многокрылые библейские ангелы), далее в песне "Amene" (и не только), этот образ найдёт продолжение.

Облик одного из ангельских чинов по ветхозаветскому канону.
Облик одного из ангельских чинов по ветхозаветскому канону.
"И стотысячекрылый косяк перелётных в строю, у которого сто тысяч судеб, и каждый в нём ищет свою"

Что интересно, несмотря на "напрасность" борьбы этих людей, всё равно каждый, так или иначе, желал бы оказаться среди них. И Андрей тоже хочет оказаться в этом строю, так он и пишет:

"Всеми клетками своего тела, что стали пернатым темницей Я чувствую, может когда-то сорвутся с оков и мои перелетные птицы В небе так чисто, а на земле лишь бесчисленны дыры Надеюсь сломать эту клетку и тоже потом как они стать стотысячекрылым"

Небо он называет чистым, ведь раз там оказываются самые всезнающие люди, то там нет ничего незримого и неясного. Землю же он видит как место, по которому толком нельзя ходить, хоть как-то передвигаться, ведь всё оно испещрено пропастями. Он надеется преодолеть своё физическое тело, что сдерживает его душу от того, чтобы приобщится к тем людям, которые буквально на небе. Вряд ли здесь идёт речь о том, чтобы лишить себя жизни, скорее пробраться к тем великим своей мыслью, выйти своей мыслью за горизонт телесного.

"Мы прыгаем все с ветки на ветку, проживая беспощадно медленно век тут Прогорая быстро, пустим пепел по ветру, и глаза наполненные светом померкнут"

Снова говорит о том, как проходит жизнь серой массы — в перебежках с одного места, на другое точно такое же, медленно. А ведь мы знаем, что Андрей просил Луну: "пусть наш век будет очень коротким, танцуй, я прошу тебя, без остановки."

"Мы не хотели власти над всем миром, мы желали быть свободней многокрылых серафимов и, беспечно пальцев тыкая в туманность Андромеды, мы хотели быть сверхновой, будто Гамма и Омега А пока мы ищем свою пару тех крыльев, но покоривши океан, мы все выльем И выпьем опустошая других, затем себя, наполняя, ищем новые моря день ото дня..."

Pyrokinesis говорит о том, что творцам не нужна власть, не нужны богатства, не нужно ничего, кроме возможности мечтать, реализовывать своё нутро при помощи материалов этого мира: словом, цветом, линией, нотой, формой, мрамором. Созидательные занимают всю свою жизнь лишь тем, что увеличивают энтропию, увеличивают количество того, что позже должно распасться, покоряют океан, лишь чтобы его вылить, прожигают электричество и бесконечно созидают, не нуждаясь более ни в чём. Это их зависимость.

Также Андрей снова возвращается к образу звёзд. Гамма и Омега — это одни из самых ярких звёзд в галактике Андромеды, ближайшей к нам галактике, которую даже возможно увидеть на ночном небе, (конечно же, вне города).

"...Но все так же подставляю охладевшие ладони под твои мокрые глазки... ...видел крылья в отраженье твоих слез, но не считал сколько птиц перелетных И сколько же из них так низко берёт И сколько прячется за книг переплеты И сколько больше никогда не споёт, никогда не споёт"

Снова обращаясь к Луне, он говорит, что во время своей печали, она уже мельком показывала ему, скольких многих она погубила. Некоторые не верили в себя, брав от жизни мало. Кто-то же оказывался запечатан в тексты книг и оставался жить там на почти вечность, но всё же никогда уже никому не услышать ничего нового от этих авторов, как бы плодотворна не была их жизнь. Авторы мертвы.

"Сколько в клетке пробыли мы, ведь на земле нас не приняли Но словив ветра порывы, мы обернемся стотысячекрылыми!"

Но наконец-таки в припеве, лирический герой срывает оковы и его уносит порывами ветра. Только как окажется потом, уносит его всё равно в никуда...

Галактика Андромеда.
Галактика Андромеда.

Далее мы продолжим разбор этого альбома в третьей части. Там мы с ним и закончим.