Архитектурная карьера Алексея Александровича Захарова была очень долгой и весьма плодотворной. Правда большая ее часть связана с работой Алексея Александровича в США. Хотя начиналось все, конечно, в родном Петербурге, где он успешно окончил Институт гражданских инженеров в 1907-м. Тогда сделать карьеру начинающему зодчему было не так-то просто. Не имея хороших связей, получить заказы специалистам без практического опыта было весьма затруднительно. А у Захарова такие связи были. Семейные.
Довольно многочисленный «клан» Захаровых уже несколько поколений контролировал наиболее значимые столичные «мощности» по производству самого востребованного строительного материала – кирпича. Алексей Александрович был сыном одного из братьев-заводчиков – Александра Васильевича Захарова и, вместе уже со своими тремя братьями, имел пай в компании «Наследники А.В.Захарова», основной долей в которой владела его матушка – Мария Тимофеевна. Но самым продвинутым и успешным бизнесменом «кирпичной фамилии» безусловно был его дядя – Михаил Васильевич Захаров. Он создал из свой части семейного бизнеса своеобразный «вертикальный холдинг» полного цикла, в который входило кирпичное производство, строительные подряды и собственная доходная недвижимость. И наверное не удивительно, что именно Михаил Васильевич стал первым заказчиком для молодого архитектора-родственника. В начале задача, поставленная дядей перед Алексеем Александровичем была довольно заурядной – надстройка доходного дома на Клинском проспекте. Второй проект был гораздо серьезнее…
К 1909-му Михаил Васильевич Захаров уже был коммерции советником и потомственным почетным гражданином. Помимо управления собственным кирпичным заводом, он был директором Санкт-Петербургского уездного банка, входил в качестве члена правления в целый перечень столичных кредитных учреждений, был гласным городской думы и выборным купеческого сословия, широко занимался благотворительностью... Он владел в столице пятью доходными домами, а в качестве подрядчика «выстроил 17 казенных, 6 общественных, 3 благотворительных и 29 частных зданий». А еще Михаил Васильевич был главой, традиционно большого для фамилии, семейства. У него и его супруги Екатерины Степановны было 10 детей. В ту пору ему исполнилось 48 и было самое время подумать не только о доходном, но и о собственном новом жилище. Для этой цели был приобретен участок на «загнутом» отрезке Кирочной улицы в двух шагах от Таврического сада…
Конечно, свои строительные материалы, свои строители, да еще и свой архитектор давали возможность значительно снизить издержки проекта на дорогом земельном участке с одной стороны, а с другой – вполне позволяли выделить дополнительные средства на различные изыски. Но тут конечно были и свои нюансы…
Если смотреть на дома принадлежавшие Михаилу Васильевичу, то не трудно заметить, что он, вне зависимости от моды, всегда отдавал предпочтение солидной поздней эклектике с обилием декора и массивной лепнины. Этакий купеческий стиль «дорого-богато» для самой почтенной публики. А вот его племянник был современной моды далеко не чужд и явно был увлечен популярным тогда модерном. Самое интересное, что дядюшка, который вполне мог настоять на использовании любого стилистического решения, в данном случае решил рискнуть и принять идей молодого родственника. И кажется не прогадал.
Алексей Александрович нашел весьма элегантное решение и очень красивый баланс в сочетании модерна с классическими деталями. Фасад здания и хозяйская парадная не только соответствуют новейшим модам своего времени, но и полностью сохраняют излюбленный владельцем флер солидности буквально в каждой детали – от лепнины холла, до рисунка лестничных ограждений и дизайна квартирных дверей.
В целом, дом конечно был оптимально скомпонован для выполнения своих доходных функций. Шесть этажей при плотном «заполнении» участка с двумя дворами, разделенными поперечным флигелем.
Там парадные конечно менее роскошны, но достаточно эргономичны. Модерн без излишеств.
Правда камин в парадной немного выбивается из стиля, но тут, скорее всего просто выбор «по каталогу» исходя из принципа «цена/качество».
Интересно, что переехавший по новому адресу Михаил Васильевич, более дом и квартиру менять уже не будет. А это говорило о многом.
Алексей Александрович позднее продолжит успешно начатую архитектурную карьеру, хотя проработает в Петербурге в общей сложности только шесть лет. Он успеет построить уже для собственного семейства один из самых замечательных и оригинальных домов в стиле северного модерна на том же Клинском проспекте, где и начинал карьеру, но в 1913-м уедет для знакомства с новыми строительными технологиями в Англию, а затем в США и на родину более не вернется. Точнее вернется, но уже только в 1967-м. Он завещал похоронить себя на «семейном месте» в Усть-Ижоре. Именно там в далеком 1813-м начался славный путь фамилии Захаровых. И его воля была исполнена.
Такая вот история.
P.S. Я несколько раз писал о наиболее известных домах Захаровых, но, по странному стечению обстоятельств, именно этот вниманием обходил. Впрочем, возможно есть большой смысл эти рассказы объединить в один когда дойдут руки.