Найти тему
Кириллица

Тройные фамилии: кто на Руси имел право их носить

В наше время двойная фамилия никого не удивляет. А вот о тройных вы когда-нибудь слышали? Да, в наше время их не существует, они давно законодательно запрещены. Но в прошлом было немало людей, носивших фамилии из трех частей.

Спрятанное прозвище

Тройную фамилию носил фаворит и правая рука Елены Глинской – князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Одоевский. Боярин Иван Федорович принадлежал к старинному княжескому роду Одоевских. Одной из ветвей этого рода были Телепневы-Одоевские. Их общим предком был Василий Васильевич по прозвищу Телепень. По мнению В. Даля, прозвище «телепень» можно было получить за мешковатость, неуклюжесть или замедленную речь, либо за постоянное ношение большого кистеня – телепня. Самого же Ивана Федоровича Телепнева-Одоевского называли «Овчиной»: то ли потому, что в походах воевода любил накидывать овчинный тулуп, то ли из-за того, что его злость и жестокость резко сменялись благодушием, что вызывало ассоциации с волком в овечьей шкуре.

Интересно, что в документах и исторических трудах при упоминании Ивана Федоровича Телепнев, Овчина и Одоевский писались в разной очередности. На первом месте иногда стояло «Одоевский», а иногда – «Овчина». Но исследователи сомневаются: что именно было его прозвищем (Овчина или Телепнев), а что – двойной фамилией?

Воскрешение рода

Другой пример приобретения тройной фамилии, но уже не из XVI, а из XIX века – князь Михаил Валентинович Шаховский. Как пишет Е. Пчелов в книге «Рюриковичи. История династии», этот представитель известного княжеского рода «удлинил» свою фамилию путем присоединения к ней двойной фамилии угасшего рода Глебовых-Стрешневых.

В 1862 году Михаил Валентинович женился на Евгении Бревен. Ее мать носила в девичестве двойную фамилию Глебова-Стрешнева. Наследников мужского пола по линии Глебовых-Стрешневых не было, поэтому отец Евгении ходатайствовал о передаче двойной фамилии зятю – князю Шаховскому. По сути – чужаку, женившемуся на одной из женщин рода Глебовых-Стрешневых. Так Михаил Валентинович в 1864 году получил право именоваться Шаховским-Глебовым-Стрешневым. Уникальный случай, но эту тройную фамилию внесли в «Бархатную книгу» – родословную самых знатных боярских и дворянских фамилий в России.

Попыткой сохранить дворянскую фамилию можно считать получение тройной фамилии Яковом Ивановичем Эссен-Стенбок-Фермором. Богатейший человек своего времени граф Яков Иванович принадлежал к старинному шведскому роду Стенбок-Ферморов. Его предки давно перебрались в Россию, а Яков Иванович вошел в историю как человек, построивший в Петербурге Пассаж на Невском, первые общественные бани на Моховой и Среднем проспекте, а также первую в России привокзальную гостиницу «Знаменскую» (в последствии – «Октябрьскую») у Николаевского вокзала. В 1835 году Яков Иванович Стенбок-Фермор по высочайшему повелению принял фамилию жены – Эссен, так как в роду Эссенов наследники по мужской линии отсутствовали. Подобное дозволялось делать лишь представителям дворянства для спасения угасающего рода.

За особые заслуги

Обычай награждать титулом и дополнительной фамилией за особые заслуги перед Короной и Отечеством начал активно распространяться с правления Екатерины Второй. Правда, чаще отличившийся получал лишь двойную фамилию. Так, князя Григория Потемкина за присоединение Крыма стали именовать Таврическим. Графа Алексея Орлова за победу над турками в Чесменском сражении – Чесменским. В XIX-XX вв. традиция продолжилась. Николай Муравьев, вернувший Амур в Россию, получил титул графа и вторую фамилию Амурский. Путешественник Петр Семенов добавил по императорскому указу фамилию Тяньшанский и право передавать двойную фамилию наследникам.

Одним из немногих примеров тройной фамилии может служить Михаил Кутузов. Его полная фамилия звучала как Голенищев-Кутузов, но после разгрома наполеоновской армии, к ней присоединилась фамилия-прозвище Смоленский. Правда, эту тройную фамилию могла носить только супруга Михаила Илларионовича. Его потомкам пришлось довольствоваться двойной фамилией Голенищевы-Кутузовы. Стоит вспомнить, что Михаил Кутузов не имел сыновей. Поэтому его внук, Павел Матвеевич Толстой, в 1859 году по указу императора получил двойную фамилию деда Голенищев-Кутузов и стал носить тройную фамилию – Голенищев-Кутузов-Толстой.