Первый квартал 2022 года оказался крайне неожиданным для всех. Еще недавно рынок выглядел устоявшимся: у нас работали российские и зарубежные компании, привлекались российские и зарубежные инвестиции. После коронавирусного кризиса мы уже нащупали эффективные инструменты, процессы и способы управления предприятием, понимали, как делать рывок в развитии бизнеса и масштабироваться. Все казалось выстроенным и понятным, но обстоятельства сложились иначе.
Для кого-то новая реальность — про рухнувшие стереотипы поведения, для кого-то это отсутствие работающих инструментов выживания в турбулентности, потеря инвестиций, программного обеспечения, среды для работы. В один момент с переменами столкнулся весь бизнес в России. И новый вызов, который поставлен перед управленцами предприятий, состоит в следующем:
Как дальше жить, что делать и на что опираться, чтобы сохранить устойчивость?
Говорят, все кризисы похожи, но не одинаковы. И у текущего есть свои явные особенности. Об этих особенностях — и главное о том, как они влияют на поведение бизнеса, какие управленческие решения предлагают, — поговорим сегодня.
Где искать возможности в кризисе 2022?
Классическая стратегия в кризис — сокращать персонал, чтобы снизить затраты. В этот раз ситуация развернулась иным образом. С одной стороны, кажется логичным оптимизировать ресурсы. А с другой — именно сейчас открыта возможность замещать импорт, развивать и заполнять те направления, которые ушли с иностранными поставщиками. Задача ставится парадоксальная: мы сокращаем и одновременно бежим, замещаем, создаем новые цеха, производства, подразделения.
Освободившиеся отраслевые ниши получат те, кто окажется быстрее, лучше и оптимальнее и по затратам, и по эффекту. В этих условиях на первый план выходит корректность и аккуратность планирования и управления, скорость принятия решений. Обеспечить их в ручном режиме крайне сложно — и практически невозможно в момент перестройки рынка, когда в опустевшие зоны ринулись все и счет идет буквально на дни.
Тренды, которые определяют успех
- Неоптимизационная оптимизация
Вроде как надо бы сокращать персонал, а с другой стороны — лучше нанять еще и занять освободившуюся зону рынка. Это главный тренд — на рост в новых видах бизнеса, новую экспертизу, новые компетенции. Если коротко: пока оптимизируешь — не забывай расти.
Остальные важные тренды раскрываем в нашей брошюре, а также рассказываем, как их все можно реализовать в единой системе.
Получите брошюру после короткой регистрации на сайте.