Найти тему
Sentosa Battery

Нужен ли литиевый аккумулятор для ИБП?

Оглавление

Основная функция аккумуляторных батарей в источниках бесперебойного питания – накопление электроэнергии и использование её для поддержания работы подключенной электротехники в период отсутствия электроэнергии. Для ИБП в основном применяются аккумуляторы двух типов: свинцово-кислотные и литий-ионные. В нашей статье разберём особенности каждого типа.

Свинцово-кислотные

Свинцово-кислотные герметизированные АКБ – это наиболее популярный тип аккумуляторов для источников бесперебойного питания, который применяется в бытовой и профессиональной среде. Этот тип аккумуляторов пользуется доверием и спросом, благодаря своей надежности и долговечности, а также невысокой стоимости.

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи могут выдерживать до 200-300 циклов заряда-разряда в зависимости от глубины разряда. У этих аккумуляторов при не полном заряде ёмкость не сжимается (отсутствует «эффект памяти») и присутствует несущественный процент саморазряда (в среднем это 4% в месяц при температуре 20 °С). Однако срок службы таких батарей существенно снижается при воздействии экстремально низких температур. Так же у данных аккумуляторов уменьшается ёмкость при глубоком разряде (более 90%).

Свинцово-кислотные герметизированные аккумуляторы бывают двух типов: GEL и AGM.

GEL ‒ в таких аккумуляторных батареях в качестве сепаратора используется силикагель между свинцовыми пластинами.

AGM – у батарей такого типа электроды находятся в специальном стекловолокне, которое пропитано электролитом.

В гелиевых батареях плотность электролита распределяется равномернее, что является преимуществом при изготовлении аккумуляторов в высоких корпусах (более 30см).

В типе AGM преимуществом является более прочная механическая фиксация пластин за счет использования стекловолоконных сепараторов.

Свинцово - кислотный аккумулятор YUASA
Свинцово - кислотный аккумулятор YUASA

Литий-ионные (Li-Ion)

В конструкции литий–ионных аккумуляторов отсутствует свинец, за счёт этого они довольно компактные и лёгкие. Кстати, использоваться в качестве АКБ для источников бесперебойного питания они стали всего несколько лет назад.

Литий–ионные батареям присущ минимальным «эффектом памяти» и небольшой саморазряд (примерно 2% от изначального заряда в месяц при окружающей температуре 20 °С). Они способны оперативно заряжаться благодаря подачи большого тока заряда. В зависимости от глубины разряда некоторые модели выдерживают до 3000 циклов заряда-разряда.

На сегодняшний день работа
литий – ионных аккумуляторов с ИБП еще мало изучена. Поэтому при эксплуатации могут возникать различные нежелательные сбои. Известны случаи, когда при неправильной эксплуатации происходило возгорание таких аккумуляторов.

Данный тип аккумуляторов не пользуется большим спросом и их развитие на рынке ИБП продвигается очень медленным темпом. Причина не столь большой популярности, во-первых, в том, что они дороже свинцово-кислотных батарей, во-вторых, не все источники питания сегодня могут работать с такими батареями.

Значительное количество систем ИБП являются стационарными. Следовательно, вес аккумулятора не имеет значения. Таким образом, главное преимущество Li-Ion-аккумуляторов теряется.

Соответственно, можно сделать вывод, что наиболее предпочтительно использование свинцово-кислотных аккумуляторов, так как их надёжность и долговечность давно подтверждена временем. Литий-ионные аккумуляторы для ИБП на сегодняшний день ещё не до конца разработаны, поэтому их использование связано с некоторыми нежелательными рисками, которые многие компании просто не могут себе позволить.