Найти тему
Домосед

"Они не пройдут" (пятьсот против шестидесяти тысяч)

Художник В. Верещагин "Пусть войдут. Вошли"
Художник В. Верещагин "Пусть войдут. Вошли"

Оборона Самаркандской цитадели- одна из самых ярких и героических страниц в боевой деятельности Русской Армии в Средней Азии. Рассмотрим этот подвиг подробнее.

З0 мая 1868 г генерал Кауфман с основными силами русских войск выступил к крепости Катты-Курган лежащей на бухарской дороге. По сведениям лазутчиков недалеко от крепости, на Зерабулакских высотах, Эмир Бухарский собирал войска что бы дать россиянам решительное сражение. В Самаркандской цитадели был оставлен минимально возможный гарнизон в 500 человек с двумя орудиями для охраны самого Самарканда, складов с имуществом отряда и госпиталя где находились 450 больных и раненных военнослужащих.

Крепостная стена окружавшая Самаркандскую цитадель имела по периметру около 3 верст длины. Изначально стены эти были довольно высоки и являли собой довольно труднопреодолимую преграду для штурма. Но со временем, под влиянием природных факторов и отсутствия ремонта, во многих местах они обвалились, появились бреши. Местые жители проложили через эти бреши тропинки для более короткого пути из города в цитадель. Цитадель находилась на холме, но не очень высоком., что давало возможность противнику с высоких точек города, мечетей и минаретов, обозревать всю внутренность оной и простреливать ружейным огнём всю её площадь. В Цитадели было двое ворот: Самаркандские и Бухарские. Генерал Кауфман в знак милости к жителям добровольно сдавшим русским войскам Самарканд запретил разрушать сакли вплотную подступающие к стене цитадели.( это в последствии привело к тяжелым потерям гарнизона ).

После отбытия основных сил, комендант гарнизона цитадели майор Штемпель, несмотря на малочисленность своих сил и громадного объёма работы начал проводить некоторые исправления оборонительных сооружений. Со стороны оврага проходящего у восточной стены были срыты осыпи у проломов стены и сделано некое подобие эскарпа. Некоторые небольшие проломы заложили мешками с землёй. Были очищены родники внутри цитадели. Но большего комендант сделать не успел. Уже 1 июня стали поступать в гарнизон сведения от местных евреев что к города подтягиваются огромные массы воинственных горцев из Шахризабса и Китаба, с целью истребить русских, а местное население как в городе, так и в округе готово их поддержать. Вскоре из цитадели стали видны огромные толпы кавалерии покрывшей холмы вокруг Самарканда. и вереницы местных жителей с узлами покидающие город.

2 июня утром к майоры Штемпелю прибыла депутация местных аксакалов с просьбой защитить их от Шахризабцев вошедших в город якобы для грабежа. Войсковой казачий старшина майор Серов, хорошо знавший характер азиатов, убеждал Штемпеля не выходить из укрепления, убеждал его что это обман что бы заманить русских в ловушку и ослабить гарнизон цитадели. Но комендант все же выступил с одной из рот ...... Подойдя к воротам рота была обстреляна из садов расположенных по обе стороны дороги многочисленным неприятелем. Майор Серов оказался прав насчёт коварства сартов. Рота, энергично отстреливаясь, вернулась в крепость. Едва ворота, по приказу Штемпеля, были за ней заперты , к цитадели со всех сторон высыпали толпы неприятеля. По гарнизону была дана тревога. Солдаты заняли свои места по боевому расчёту.

План обороны Самаркандской цитадели
План обороны Самаркандской цитадели

Сарты с диким криком и визгом атаковали цитадель сразу на семи пунктах. Наиболее яростным натиск был у кладбища и у обоих ворот. С первых же минут выявилось явное преимущество врага в силе и точности огня. Сарты занимали ближайшие к стене цитадели сакли, пробивали в стенах их небольшие отверстия, достаточные только что бы проходило дуло ружья и поражали вынужденных высовываться из за кромки стены по самые плечи российских стрелков. ...У кладбища толпа сартов использую железные крючья лезла из оврага на ( к счастью зскарпированную наконуне ) брешь в стене. Солдаты и офицеры под командованием подпоручика Лепёхина ружейным огнём и стрельбой из 3 орудий ( 2 троейных бухарских плохого качества) отражали приступ. Лавина пуль из ближайших саклей выбивала защитников бреши одного за другим.... падали пораженные врагом номера арт. расчётов. Лепёхин сам стал за орудие и повёл огонь по неприятелю...Видя что огонь русских слабеет сарты с удвоеной силой ринулись на штурм. Вот уже несколько из них стоят на стене. Русские стрелки штыками сбрасывают сартов вниз.. Огонь из саклей не ослабевает. Убит храбрый Лепёхин, прапорщик Адорацкий ранен, интендант Иванов убит, тяжело ранено несколько нижних чинов....

В это время противник поджигает Самаркандские ворота. Солдаты размещённого здесь прикрытия, в виду своей малочисленности вынуждены постоянно сбегать со стены вниз что бы отбивать прорывающегося через горящие ворота неприятеля. Здесь так же большая убыль защитников. Вот новая толпа сартов с саблями и пиками в руках, с криками "Ур! Ур!" вбегает в ворота. Кажется их уже ничто не может остановить. Но вовремя прибегает прапорщик Сидоров со взводом солдат и штыками отбрасывает неприятеля назад. Кризис пока здесь ликвидирован и Сидоров бросается со своим взводом к другим воротам -Бухарским....

Если бы стена была исправна, то с гарнизоном в 500 человек при нескольких орудиях, цитадель можно было бы с тем или иным успехом держать. Но стена была "дырявая" поэтому что бы прикрыть все опасные участки сил у майора Штемпеля не хватало. Были вызваны из госпиталя все больные и раненные имеющие хоть какую то возможность держать оружие. Самые опасные пункты более-менее прикрыли , а на всякие тропинки и лазы через стену поставили всего по 10-15 стрелков. В резерве у коменданта оставался только взвод прапорщика Сидорова (30 чел). Эта "пожарная команда" металась по цитадели , бегая иногда из одного угла в другой целую версту что бы подать помощь тем или иным подразделениям.

Сидоров, прибежав к Бухарским воротам, нашел их объятых огнём. Загорались уже деревянные своды . Искры разгоняемые ветром грозили поджечь сакли внутри цитадели. Стрелки, стоявшие на стене, вынуждены под сильным огнём неприятеля оставить позицию и окончательно спуститься вниз.. Положение складывалось угрожающее . Особо ловкие сарты, забравшись на стену, уже стреляли внутрь крепости. В это время к воротам подошёл подполковник Назаров с орудием и командой малосильных солдат взятых из госпиталя.....Офицер этот был посажен накануне генералом Кауфманом на гауптвахту. Его часть ушла в поход к Катта-Кургану. В момент нападения бухарцев на цитадель Назаров, человек долга, не мог оставаться в стороне и добровольно поставив себя в подчинение младшему по чину майору Штемпелю, предложил последнему свои услуги......Назаров сразу же взял командование обороной ворот на себя. Воды, что бы тушить их, поблизости не было, а таскать её из далека не было лишних людей. Назаров приказал выбить ворота выстрелом из орудия. Горящие остатки их, под огнём неприятеля сняли с петель четверо добровольцев. Сектор для стрельбы из орудия был открыт. Но и противник, засевший в саклях прямо за воротами, теперь свободно поражал русских из своих мультуков через открытых проём. Потери россиян быстро росли. Решили сделать бруствер. Принесли мешки и стали набивать их землёй. Скоро бруствер с амбразурой для орудия был готов....До самого вечера толпы неприятеля, (которых было, как потом узнали до 60 тысяч) в разных местах, яростно бросались на штурм цитадели , но везде с уроном были отбиты.

Ночь со 2 на 3 мая прошла спокойно, но из гарнизона никто не спал. Собирали убитых и раненных, готовили оружие и боеприпасы строили укрепления и с тревогой ждали следующего дня.

На рассвете третьего числа раздались душераздирающий грохот барабанов, бухарских труб и неистовый крик неприятеля свидетельствовавший о готовящемся штурме. Через некоторое время противник разом атаковал все те пункты которые он атаковал накануне. Но был отбит повсюду. Штурмующие несли большие потери от орудийной картечи и винтовочного огня, но и ряды защитников редели. Не смотря на неудачи враг с неубывающей энергией снова и снова бросался на штурм цитадели. К коменданту постоянно прибегали посыльные с разных участков обороны. "Выше Благородие капитан Шеметило велел передать что прорываются, просит помощи"... " У нас прорыв, уже на стену влезли халатники, подпоручик Хрущёв просит подкреплений"...Но резерва у майора Штемпеля уже не было. Все были на позициях. Он мог только в особо опасных случаях перебросить часть сил с наименее угрожаемого участка.

Тяжелый кризис наступил у Бухарских ворот. Влево от них был большой пролом. Сакли снаружи и изнутри вплотную примыкали к нему. Сарты очень тихо, что даже никто не услышал, углубили пролом и по крышам наружных саклей перебрались в крепость. Небольшое подразделение бывшие тут, не смогло удержаться и враг стал занимать сакли уже внутри цитадели .

..." Вон там в проломе прорвали" махнув рукой назад, выпалил запыхавшийся солдат. Назаров, взяв с собой три взвода, побежал к месту прорыва. Но сразу выбить засевшего в саклях противника не удалось. Под градом пуль и камней со стены солдаты замешкались и в атаку не пошли, несмотря на приказы. Тогда вперёд выскочил прапорщик Верещагин (тот самый В. В. Верещагин-великий русский художник) и со словами "За мной ребята!" выставив вперёд штык, бросился вперёд. Подполковник Назаров выхватив саблю побежал за Верещагиным. Увлечённые наступательным порывом своих храбрых офицеров солдаты со штыками на перевес атаковали врага. Неприятель в несколько минут был переколот, а остатки его поспешно ретировались за пролом.

Всю первую половину дня 3 июня враг продолжал бешено атаковать цитадель, но в 2 часа пополудни шахризабцы и китабцы снялись с позиций и стали уходить. ( как потом выяснилось они узнали о поражении бухарцев у Зерабулака). С этого момента осаду крепости вели только местные сарты. Атаки продолжились, но с меньшим энтузиазмом.

К концу 3 июня ( второго дня штурма) потери русских простирались до 150 человек. Все уже понимали- ещё несколько дней такого боя и цитадель неизбежно падёт. Комендант майор Штемпель уже планировал стянуть остатки гарнизона и всех раненных в Эмирский дворец расположенный внутри цитадели, отбиваться здесь пока будет возможность, а в безвыходном положении взорвать пороховой погреб, что бы не попасть в плен. Горячо возражал ему подполковник Назаров. Он ратовал за то что бы в безвыходной ситуации попытаться прорваться из крепости. В ситуации уныния и чувства безысходности некоторых командиров оптимизм Назарова и вера его в благополучный исход сражения стали тем источником откуда весь гарнизон черпал силы для дальнейшего сопротивления.

Ввиду уменьшения сил осаждающих Назаров стал каждую ночь делать вылазки к неприятелю. Целью этих вылазок было выжигание саклей снаружи стен. Каждый солдат назначенный на операцию снабжался спичками и горючим материалом. За несколько ночей были сожжены и развалены все сакли вдоль восточной стены цитадели куда в основном направляли свои атаки бухарцы. Это принесло существенный успех. Теперь неприятель не мог, за отсутствием укрытий, близко подбираться к стене. Эффективность его стрельбы значительно ухудшилась, отчего, свою очередь, сильно сократились потери гарнизона.

После разгрома бухарцев на Зерабулакских высотах генерал Кауфман собирался двигаться дальше на Бухару. Но внезапно связь с Смаркандской цитаделью оказалась прервана. Оттуда не приезжали посыльные. В Азиатской войне не прибытие посыльных из тыловых укреплений, которые должны прибывать по графику, всегда настораживает. Кауфман выждал несколько дней и поменял планы. Русские войска развернулись и пошли назад к Самарканду. (Майор Штемпель на протяжении всей осады, шесть раз посылал к генералу Кауману посыльных с рапортами о бедственном положении крепости. Но противник их всех перехватил. Добрался до русских только последний-шестой джигит-когда войска уже шли к Самарканду). 7 июня в цитадель прибыл милиционер-киргиз с депешей от генерала Кауфмана "Держитесь! Завтра я буду у вас!".. 8 числа главные русские силы вошли в Самарканд. Осада цитадели была снята.... Генерал-губернатор Кауфман жестоко наказал самаркандцев за измену.

Из 500 человек гарнизона, за время восьмидневной осады, русские потеряли 180 убитыми и раненными. То есть каждого третьего. Оборона Самаркандской Цитадели была одной из самых кровопролитных для Русской Армии сражений в Среднеазиатских войнах.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Источники: "Русское знамя в Средней Азии" Исторический вестник №7 1899г

Лыко М. "Очерк военных действий в долине Зеравшана в 1868 г"