Компания попыталась оспорить один из пунктов Постановления Правительства № 2604 от 31.12.2021. Этим документом утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупках по Закону № 44-ФЗ.
Пункт 29 Положения, по мнению заявителя, не соответствует ст. 7, ч. 1, 8 ст. 32, ст. 39 Закона № 44-ФЗ. Спорная норма предусматривает порядок оценки по критерию «квалификация участников закупки» и устанавливает, что в случае применения показателя «деловая репутация» осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. В расчет принимается документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации.
Заявитель отметил, что такая система оценки не позволяет эффективно и достоверно оценить деловую репутацию участников закупки, создаёт необоснованные преимущества для недобросовестных участников рынка, ограничивает конкуренцию. Ведь фактически свои полномочия по установлению порядка оценки Правительство переложило на третьих лиц — разработчиков стандартов. Более того, по мнению административного истца, в большинстве случаев национальные стандарты не размещаются в открытом доступе, а это, в свою очередь, нарушает принцип открытости и прозрачности информации. Получение полного текста документа влечет для предпринимателей дополнительные траты.
Верховный Суд с заявителем не согласился, апелляционная коллегия ВС РФ также не нашла оснований для пересмотра дела:
- соответствие участников предъявляемым требованиям проверяет закупочная комиссия. Обязанность подтверждать соответствие этим требованиям комиссия возлагает на участников только в определенных законом случаях (ч. 2 и 2.1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). В иных случаях заказчик не может устанавливать такого требования;
- формирование национального стандарта оценки деловой репутации лица в целях его участия в закупках не является предметом регулирования Закона № 44-ФЗ;
- прохождение сертификации — дело добровольное, как и участие в закупках. Общество вправе самостоятельно подготовить необходимые документы для участия в закупках в соответствии с предъявляемыми заказчиком требованиями, основанными на положениях федеральных законов о контрактной системе и стандартизации;
- отсутствие в пункте 29 Положения ссылки на реквизиты определённого национального стандарта в области оценки деловой репутации само по себе не говорит о незаконности данной нормы. Конструкция пункта охватывает все действующие стандарты, подлежащие использованию к данным правоотношениям;
- в свободном доступе на официальном сайте федерального органа в сфере стандартизации размещаются национальные стандарты, включенные в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах. По запросу компания может получить их на платной основе, и это предусмотрено законом, поэтому не может свидетельствовать о нарушении прав заявителя;
- спорный пункт применяется в равной мере ко всем участникам закупки, поэтому не создает предпосылок к ограничению конкуренции.
Документ: Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. № АПЛ22-409.