Не секрет, что многие современные технологии, которые начали разрабатываться только в ХХ веке и разработки которых ведутся по сей день, были описаны писателями фантастами задолго до этого. В этой публикации, я хотел бы поговорить о создании в СССР атомных подземных лодок. Проект получил название - “Боевой крот” и начало ему было положено в 1960 году. Но еще в 1937 году советский фантаст Григорий Адамов опубликовал свой роман “Победители недр”, в которой довольно подробно описал конструкцию подземной лодки.
Могло ли это было быть случайностью или кто-то “подкинул” Адамову идею для его будущей книги? Существует мнение, что еще в 1910 году российский инженер Петр Рассказов создал создал первые чертежи подземной лодки. Вследствие чего, в 1918 году он был убит агентом немецкой резидентуры, который и похитил у Рассказова все чертежи подземного аппарата. Стоит также отметить, что американцы просто уверены, что именно Томас Эдисон был первым инженером, который занимался проектированием аппарата для путешествия к центру Земли.
Тем не менее, достоверно известно, что именно советские инженеры А. Баскин, А. Кирилов и А. Треблев, в конце 30-х годов прошлого века смогли разработать конструкцию-прототип, первого подземного аппарата. Стоит отметить, что эта разработка советских инженеров была беспилотной и должна была использоваться исключительно в утилитарных целях, чтобы существенно упростить процессы связанные с нефтедобычей.
Первые пробные “погружения” опытного образца советской подземной лодки, точнее ее уменьшенной копии, были проведены на уральских рудниках под горой Благодать. Сам образец подземной лодки был “сырой”, и хотя смог справился с частью поставленных перед ним задач, не смог оправдать всех ожиданий своих разработчиков. В конце 1939 года, проект “заморозили”. А вскоре началась эпоха террора в научных кругах СССР. Десятки специалистов принимавших непосредственное участие в проекте были этапированы в лагеря или просто расстреляны.
Проект было решено “разморозить” накануне Второй мировой войны, решив использовать подземные лодки в военных целях. В Кремль был срочно вызван на тот момент ведущий специалист в данной области - П. И. Страхов. В беседе с ним, Д. Ф. Устинов, возглавлявший на тот момент комиссариат вооружений, поручил Страхову усовершенствовать по сохранившимся чертежам проект подземной лодки, адаптировав ее для действий в военное время. Но, несмотря на то, что в срочном порядке для работ над проектом были выделены немалые средства, люди и производственные мощности, до начала войны с Гитлеровской Германией не удалось успеть создать даже опытного образца боевой подземной лодки. Проект снова отправился на архивные полки, а руководитель проекта Страхов на передовую строить бункеры.
В 1945 году, после победы СССР и союзнических войск над Германией, между союзниками началась гонка за обладание военно-научными секретами Третьего рейха. Представителями стран-победителей подчистую вывозилась вся документация из архивов все различных лабораторий и научных центров, прототипы военной техники и ученые принимавшие участие в военных и научных разработках проигравшей стороны. Именно тогда в руки руководителя СМЕРШа, генерала Абакумова попали документы о разработке нацистами боевой подземной лодки. Проект носил название “Морской лев” и о нем я подробно расскажу в следующей публикации по теме подземных лодок.
В 1948 году советский инженер М. Циферов, получил авторский патент СССР, на подземную торпеду. Сконструированный им аппарат мог перемещаться в толще земли с невероятной скоростью до 1м/с! С приходом к власти в СССР в 1953 году Хрущева и началом холодной войны с США, стране понадобились новые военные и политические козыри в рукаве (или ботинке) генерального секретаря компартии. Перед советскими инженерами была поставлена задача спроектировать подземный атомоход, по аналогии с первыми подводными лодками с ядерным реактором на борту.
По прямому указанию Хрущева в 1962 году около поселка Громовка на территории УССР было развернуто строительство завода для опытного производства подземных лодок с ядерными реакторами. После чего последовало громкое заявление от Хрущева, в котором он грозил империалистам достать их не только из космоса, но и из-под земли.
На то, чтобы выпустить с конвейера первую подземную лодку производства СССР, потребовалось 2 года. Она получила название “Боевой крот”. Аппарат имел титановый корпус, с заостренными формами кормы и носа. В самой широкой части, диаметр корпуса составлял 3, 8 метра, при общей длине самой лодки в 35 метров. Оснащенный ядерным реактором “Боевой крот” мог в толще земли развивать скорость до 7 м/ч. Экипаж состоял из 5 человек, но в ее десантном отсеке могли разместиться еще до 15 человек. Помимо этого в грузовой отсек подземного аппарата могло поместиться до 1 тонны полезного груза или взрывчатки.
В сентябре 1964 года прошли первые испытания “Боевого крота”, где он показал впечатляющие результаты. Так, например, пройдя разнородные грунты, подземному атомоходу удалось ликвидировать подземную цель, в виде командного бункера условного противника. Далее успешные испытания продолжились на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино. Далее история “Боевого крота” покрывается “туманом” секретности.
По одной из версий, на очередных испытаниях в предгорьях Урала у подземной лодки взорвался ядерный реактор. Существует даже под версия, что не обошлось без диверсии со стороны американских спецслужб. Другая версия звучит еще более неправдоподобно. Следуя ей, “Боевой крот” попал в уральскую подземную аномальную зону, где у аппарата отказало все оборудование и он был раздавлен толщей горных пород. Как бы там не было, с приходом к власти в СССР Л.И. Брежнева, проект закрыли, а всю техническую документацию по нему засекретили. Есть ли на данный момент на вооружении какой либо мировой державы подземные лодки, доподлинно неизвестно.
Текст публикации является уникальным
Если Вам понравился материал публикации, подписывайтесь на канал «РиториRoom». Лучшей наградой для автора, будет Ваше отношение к прочитанному, поэтому, ставьте лайки и дизлайки, главное, не оставайтесь равнодушными! Любые корректные комментарии по теме публикации приветствуются и не останутся без внимания. Надеюсь, до новых встреч!