Добрый день, уважаемый читатель! Прежде чем учиться управлять автомобилем уделим несколько минут самому автомобилю, его устройству. Прежде чем говорить об особенностях эксплуатации для более четкого восприятия материала считаю целесообразным очень кратко рассказать о назначении и принципах работы отдельных его агрегатов, . Более подробно об устройстве и принципе действия агрегатов я рассказал в научно-популярной книге «Просто об автомобиле», вышедшей в 1987 г. Об этом можно прочитать и в других, специализированных книгах.
🚗Современный автомобиль представляет собой своего рода тележку, на которой установлены различные агрегаты, механизмы, узлы и детали, которые позволяют не только передвигаться ему самому, но и перевозить грузы и пассажиров.
Автомобиль классически состоит из двигателя, шасси и кузова. Схема его представлена на рисунке.
Двигатель – это энергосиловая машина, которая преобразует какой-либо вид энергии в механическую работу, необходимую для движения автомобиля. В современных автомобилях в основном используются поршневые двигатели, преобразующие тепловую энергию, выделяющуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу.
Шасси включает в себя ходовую часть, трансмиссию и системы управления.
Ходовая часть – это тележка, на которой крепятся кузов и все агрегаты и механизмы автомобиля, в том числе двигатель. Она включает в себя раму, мосты, подвески, колеса и обеспечивает поступательное движение автомобиля, смягчает и поглощает толчки и удары, возникающие при движении по неровностям дороги.
Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля и изменяет величину и направление этого момента. Трансмиссия включает в себя сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси.
У автомобилей повышенной проходимости в трансмиссию входит также раздаточная коробка, дополнительные карданная и главная передачи, дифференциал переднего ведущего моста и полуоси..
К системам управления относят рулевое управление, при помощи которого водитель изменяет направление движения автомобиля, и тормозную систему, позволяющую снизить скорость автомобиля, быстро остановить его или удерживать в неподвижном состоянии на наклонной дороге.
Кузов используется для размещения водителя и пассажиров в легковом автомобиле и автобусе и груза в грузовом. В грузовом автомобиле к кузову относят кабину водителя, капот, закрывающий двигатель, и платформу для размещения груза.
🚗Кузов легкового автомобиля чаще всего является несущим, т.е. к нему крепятся агрегаты и механизмы и он воспринимает действующие на него усилия.
Несколько важных слов о сцеплении и коробке передач.
Сцепление. Ведущие колеса не могут быть постоянно связаны в коленчатым валом двигателя. Например, приходится останавливаться при работающем двигателе, т.е. сцепление позволяет кратковременно разъединять и соединять двигатель и главную передачу (ведущие колеса).
Коробка передач.
Для длительного разъединения двигателя и ведущих колес применяется коробка передач. Кроме того, она используется для изменения передаточного числа шестерен коробки, т.е. скорости движения автомобиля, а также изменения направления движения автомобиля (задний ход).
Управление сцеплением.
Всем известно, что работа сцепления основана на использовании сил трения между дисками. При трогании с места ведомый диск, как говорят водители, пробуксовывает, выделяя определенное количество тепла, влияющего на долговечность и надежность деталей сцепления.
Количество выделенного тепла, а, следовательно, степень нагрева деталей и их износ зависит от времени пробуксовки дисков и загрузки автомобиля. Это должен учитывать водитель. Поэтому по возможности надо сокращать время пробуксовки дисков, то есть переключение передач необходимо делать быстро, но плавно.
🚗При резком отпускании педали сцепления создаются большие динамические нагрузки на детали трансмиссии и двигателя, иногда приводящие к их поломкам. Чем больше пассажиров в автомобиле, тем плавнее нужно отпускать педаль сцепления.
Вывод. Водитель, желающий сохранить свой автомобиль, должен выработать определенные приемы управления.
🚗 При обучении начинать следует с самого простого: с положения ног при движении автомобиля.
Правая нога должна находиться на педали управления дроссельной заслонкой, а левая — стоять на полу слева от педали сцепления (но ни в коем случае не на самой педали сцепления). Ночью при движении с включенным дальним светом, если автомобиль оборудован ножным переключателем, ногу лучше держать около него. Это позволит быстро перейти с дальнего света на ближний и избежать ослепления водителя встречного автомобиля.
Управление коробкой передач.
Схема переключения передач указана на торце рычага коробки. Важно научиться на месте безошибочно включать передачи. Зачастую бывает видно, как молодые и даже не очень молодые водители, трогаясь от светофора, по ошибке вместо первой передачи включают задний ход. Это видно по загорающимся белым фонарям сзади автомобиля (при включении передачи заднего хода автоматически включаются фонари заднего хода). Дело в том, что первая и задняя передачи расположены рядом и при неспокойном состоянии водителя случаются ошибки.
Чтобы предотвратить такие ошибки, в конструкции коробки предусмотрены пружины: в одних коробках только на передаче заднего хода, в других — слабая на первой передаче и более сильная — на заднем ходу. Поэтому, чтобы включить передачу заднего хода, в первом случае нужно преодолеть сопротивление пружины и только после этого включить. Во втором случае нужно сначала сжать слабую пружину, затем сильную и только после этого включить задний ход.
🚘Потренируйтесь, включите несколько раз все передачи (естественно, предварительно каждый раз нажимая на педаль сцепления).
Нужно научиться при работающем двигателе бесшумно переключать передачи, т.е. научиться переключать передачи, когда обе шестерни, вводимые в зацепление, будут вращаться с одинаковыми угловыми скоростями.
🚗В этом на помощь водителю приходят синхронизаторы. Именно они за счет сил трения выравнивают скорости шестерен и обеспечивают бесшумную работу коробки передач.
Однако при частом неправильном переключении передач они быстро изнашиваются. А ремонт коробки стоит очень дорого. Ведь износ синхронизаторов сопровождается и износом шестерен.
Вывод: чтобы коробка передач работала надежно и долго, нужно научиться правильно ей пользоваться. Это мы рассмотрим в следующих статьях.
Борис Пустовалов
Теги
#Управление автомобилем
#Безопасность движения
#Обучение вождению