Найти тему

Абрау-Дюрсо.Винные инвестиции

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Я честно признаюсь имею большие симпатии к вину и виноделию, помимо инвестиций, вино является одним из моих хобби в жизни, с такими же обзорами на вина, терруары, дегустации, сорта винограда, их органолептику, гастропары и прочие винные штучки и "закидоны", которые большинству будут непонятны и чужды.

Ежемесячно определенная часть моих доходов тратится на вино, как на покупку повседневных вин к ужину, так и на покупку интересных "экспонатов" для своего небольшого погреба. Исходя из определенного "винного бэкграунда", я давно знаком с продукцией Компании и имею определенное отношение и мнение по их винам. Честно мнение по продукции, у меня не очень впечатляющее совсем, но постараюсь в обзоре быть объективным и без учета своего потребительского мнения. Я ранее никогда подробно не вникал в бизнес Компании, поэтому с большим интересом это делаю сейчас вместе с Вами.

И так, "Абрау-Дюрсо", один из лидеров виноделия и в частности "игристого вина" на российском рынке, продукция, а даже скорее "бренд" известен думаю почти всем гражданам нашей страны, без преувеличения.

Группа компаний «Абрау-Дюрсо» выпускает игристые вина, произведенные по классической технологии и методом Charmat, тихие вина, а также сидр, крепкие алкогольные напитки, безалкогольные газированные напитки и артезианскую воду. Компания представляет коллекции виноделен: «Абрау-Дюрсо», «Винодельня Ведерниковъ», «Лоза», а также является официальным и эксклюзивным дистрибьютором нескольких международных брендов Mionetto Prosecco, Henkell, Torley и Freixenet.

Сам бизнес Группы, а сюда входит много локальных компаний и юридических лиц, можно разделить на сегменты: "винный" и "туристический"

Винный сегмент.

Для понимания, весь винный сегмент Компании также нужно разделить на 3 направления, это выращивание винограда, производство вина, продажи вин.

Выращивание винограда

Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки

Не вдаваясь особо в технологические подробности виноделия и виноградарства, выращивание винограда происходит на собственных агрофирмах и винодельнях, либо закупается уже готовый виноматериал у сторонних Компаний, как внутри России, так и экспортируется из-за рубежа.

После выращивания винограда, получается или покупается виноматериал, который и идет на производство, на винные заводы, где из него уже местные виноделы "делают" готовый продукт- "игристые" (для россиян привычно слово шампанское) или "тихие" вина (обычные вина без газации и добавления спирта)

Из собственной ресурсной базы, есть 4 агрофирмы в Краснодарском крае и 1 в Ростовской области. Если кому интересно, можете подробнее про них погуглить.

Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки
  • агрофирма Старотитаровская
  • агрофирма Юбилейная
  • агрофирма Ахтонизовская
  • винодельня Ведерников
  • Абрау-Дюрсо

По итогам прошлого года Компания вложила довольно существенные 540 млн руб. в развитие и расширение сырьевой базы, в частности было высажено 116 га виноградников на территории Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае и Ростовской области («Винодельня Ведерников»).

В этом году Компания еще в 4 раза планирует увеличить инвестиции и высадить 471 га виноградников, в том числе на землях винодельни «Юбилейная», купленной в 2020 году.

С учетом всех регуляторных изменений и запретов в отрасли последних лет, Компания решила приступить к созданию своего питомника саженцев. Тема это сложная, и Абрау-Дюрсо, и практически все российские винопроизводители сильно зависимы по посадочному материалу, который требуется, как и для высадки новых площадей, так и "ремонта" старых виноградников.

Стоимость создания питомника, руководство оценивает в сумму порядка 500 млн рублей, сумма я так понимаю пока ориентировочная и ляжет в капитальные затраты ближайшего времени. Сейчас посадочного материла в Компании практически нет, большая часть закупается за границей, небольшая доля у российских виноградарей. На этот год Компания уже закупили необходимые объемы, среди основных поставщиков Сербия, с импортом из которой проблем никаких нет. Российские саженцы в текущих реалиях заметно уступают в качестве.

Есть большие сложности с высокоспециализированной виноградарской техникой, которой вообще в России нет, вся она экспортная, есть нюансы со средствами защиты виноградников. Есть понимание, что на ближайшие 2 урожая текущей техники и оборудования точно хватит, а дальше уже могут возникнуть сложности. Компания сейчас уже пытается эти вопросы решить, пока критической сложности в этом не наблюдается.

В настоящий момент, государство компенсирует затраты Компании на развитие виноградных площадей и возмещает около 30% от стоимости закладки виноградника, что безусловно оказывает определенную поддержку, с учетом довольно существенных вложений в это направление развития.

Большим подспорьем и потенциальным тригером роста в этом направлении должна стать агрофирма и винодельня "Юбилейная", купленная компанией в 2020г. Ее покупка принесла дополнительно более 3,5 тыс. виноградников и позволила расширить площадь плодоносящих земель более чем в два раза. Покупка тогда была логичной и обусловлена прежде всего вступлением в силу запрета на использование импортного виноматериала для производства российских вин, что вынуждало писать на бутылках и этикетках, что "продукт не является вином". На долю Абрау тогда приходилось очень много импортного виноматериала, который Компания закупала за рубежом и сделка логично вписалась в развитие Компании, с уклоном в игристые вина на площадках "Абрау-Дюрсо", а в тихие на винодельню "Юбилейная".

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Производство вина.

Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки

Производственная винная база Компании представлена также заводами в Краснодарском крае и небольшим заводом в Ростовской области:

  • ЗАО Абрау-Дюрсо
  • Милеровский винзавод
  • Винодельня Юбилейная
  • ООО "Лоза"

Из всех предприятий, по сути только флагманское "ЗАО Абрау-Дюрсо" долго и стабильно работает и производит продукцию под сильным брендом "Абрау-Дюрсо", именно на нем делают "знаменитое шампанское".

И винодельня "Юбилейная" и "Лоза" ранее до покупки их Абрау, были проблемными и сложными активами, с огромными долгами и банкротствами, также неважно себя чувствовал ранее и Ростовский винзавод в Миллерово до перехода под крыло Абрау. Все эти 3 завода сейчас находятся в стадии трансформации и производят в основном "тихие" вина под другими брендами. Насколько я пониманию, полной синергии с флагманским Абрау, пока точно не удалось достигнуть.

На технологиях производства останавливаться не буду, единственное нужно наверное немного рассказать про игристые вина, этот момент важный.

Во всем мире и на заводах Абрау делают игристые вина 2 основными способами: традиционный (классический) и "методом Шарма" (резервуарным). Главные отличия в том, что процесс "шампанизации" при традиционном методе происходит непосредственно в бутылках

Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки

При использовании резервуарного ("метода Шарма"), процесс вторичного брожжения ("шампанизации") происходит не в бутылках, а в огромных танках по 9-10 тыс.литров каждый

Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников.Яндекс.Картинки

Любители вина, конечно сразу, даже при "слепой дегустации" смогут отличить каким способом произведено вино по характерным органолептическим особенностям, для большинства же, разницы особой не будет и люди не поймут, чем шампанское за 700 рублей лучше шампанского за 350 рублей.

Себестоимость производства игристых вин классическим способом заметно выше, сложнее и затратнее по всем параметрам, цена таких вин примерно раза в 2 дороже, чем резервуарных и спроса на них в магазинах немного. Логично, что и Компания делает ставку не на "классическое" игристое, а на более дешевые, массовые, бюджетные вина, на которые имеется относительно устойчивый спрос.

В прошлом году, Компания решила приобрести также винодельню "Шеки Шараб" в Азербайджане. Не очень понятны цели и планы на этот объект, с другой стороны на Российском рынке довольно тесно и все замкнуто на Крыме и Краснодарском Крае, наверное производственные мощности и расширение портфелей виноградников в соседнем Азербайджане лишними не будут. Одна из целей декларируется это экспорт в соседнюю Турцию, честно в это не очень верю в плане перспектив.

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Продажи вина.

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Компания реализует свою продукцию, как и в обычных торговых сетях, "магазинах у Дома", "алкогольных сетях", так и в фирменных магазинах Краснодарского Края, Москвы и некоторых регионах России и на своем "Курортном Центре" в Абрау-Дюрсо. Во всю пытаются расширять экспортное направление, которое последние годы заметно прибавляло.

По прошлому году Компания резко увеличила экспорт вин на 62% в натуральном выражении. За год она поставила на экспорт рекордные 1,4 млн л (в том числе 1,3 млн л игристых вин), или 1,8 млн бутылок.

Вроде цифры впечатляющие, но если разделить экспорт на общее количество произведенного вина, то получается доля экспорта в структуре продаж, довольно скромные 4,17%

По данным ФТС, общий объем экспорта игристых вин из России в 2021 году составил 2,2 млн л, тихих — 3,8 млн л. На долю «Абрау-Дюрсо» в прошлом году пришлось 59% от объема экспорта всех игристых вин из России! Это очень много, настоящие монополисты. Понятно, что сейчас желающих импортировать российское вино точно больше не станет, но в плане дружественных стран, а особенно в Азии, перспективы нарастить объемы думаю есть. Азиатское направление и сама Компания выделяет как основное.

Также выросла и выручка в рублях по экспортному направлению на 63% относительно 2020-го.

После нескольких лет стагнации по продажам, прошлый год был достаточно успешным, компании реализовала 43,296 млн. бутылок, что на 10% больше позапрошлого года.

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Центр туризма "Абрау-Дюрсо"

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Я конечно не буду говорить, как в рекламных буклетах, что это уникальное место, одно из лучших мест для виноделия и виноградорства в мире, но сам курортный поселок "Абрау-Дюрсо" возле Новороссийска, место очень популярно-туристическое, позволяющее ежегодно привлекать много гостей, приезжающих, как по "винным делам" и всяким дегустациям, так и просто отдохнуть и насладиться отпуском.

В этом огромный плюс Компании и огромное "поле возможностей", на котором при правильном подходе и инвестициях, можно стабильно зарабатывать прибыль, как от основного винного сегмента Компании, так и на сопутствующих товарах и услугах.

Сейчас центр туризма включает в себя "бутик отель Империал", усадьбу "Круглое озеро", базу отдыха "Абрау Дюрсо на плавнях", несколько кемпингов и строящийся 4-х звездочный отель Abrau Light Resort&SPA. На строящийся отель большие планы у Компании, его открытие по плану в 4-м квартале этого года.

Помимо отелей, в этот сегмент входят и рестораны, магазины, конный клуб, 2 яхты, гастрономическая школа, туристические услуги, аренда авто, велосипедов, самокатов. В общем Компания организовывает все туристические услуги в одном "флаконе". Это опять же мало чего приносит в плане выручки, но входит в концепцию "Центра туризма"

Другие направления Бизнеса.

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Помимо развития своего "Центра туризма", в последнее время Компания активно пытается развивать свой бренд смежными сегментами рынка, запустили производство косметической линии в Новороссийске, производство масло из семян виноградной косточки, лимонадов и энергетиков, стали смотреть в сторону крепкого алкоголя, запустили крепкую настойку "7 овощей", планируют запуск джина "7трав". Понятно, что сейчас это все безденежные "допники", но в плане развития бренда, в принципе неплохо.

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Финансовые результаты и акции Компании

Нужно покритиковать Компанию, что очень слабо развито направление- IR (investor relations), связи с инвесторами. На сайте все в данном направлении не понятно и скудно представлено, сухая отчетность, которую не сразу найдешь и разберешь, все в основном загнано под нормы финансовой отчетности и сухой бухгалтерский язык. Опять же цифры и данные со Смартлаба в разрезе 5 последних лет выглядят думаю более репрезентативными, они в табличке ниже.

Из того, что хочется отметить и выделить это:

  • каждый год растущая выручка
  • операционная прибыль, EBITDA и чистая прибыль также потихоньку растет, за исключением 2020г.
  • свободный денежный поток и дивидедные выплаты также последние 3 года растут. Последние 2 года Компания рапределяет около 25% своей прибыли на дивиденды, див.доходность средняя в районе 2%
  • каждый год по немного растут активы, долг стабилен в районе 6 млрд руб, долг к EBITDA за последний год снизился и составляет 2,8, что является в целом удовлетворительным показателем. Капитальные затраты в 2 раза выросли в прошлом году, однако к выручке всего 6%
  • ROE и ROA. Рентабельность к собственному капиталу в среднем 12%, рентабельность активов 6%. Оба показателя рентабельности росли с 2017г. по 2020г., потом был сложный 2020г. и небольшой провал, после чего снова рентабельность стала расти
  • высокие, я бы даже сказал сильно завышенные оценочные мультипликаторы, при чем они такие на протяжении всех последних 5 лет, P/E- 14 (12,6 средние за 5 лет), P/B-1,69 (1,53 средние). В Компанию и ее рост годами все верят, что нашло отражение в росте акций за 5 лет на 60%.
Показатели компании с ресурса "Смартлаб"
Показатели компании с ресурса "Смартлаб"
Показатели компании с ресурса "Смартлаб"
Показатели компании с ресурса "Смартлаб"

Итоги 2021г.

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Здесь конечно уже поезд и прошлый год давно ушел, этот 2022г. значительно видится сложнее. Тем не менее, прошлый год был рекордным за всю историю компании по выручке, прибыли и продажам, основные цифры для понимания роста Бизнеса Компании:

  • увеличение выручки на 15%, до 10,15 млрд рублей
  • рост EBITDA на 32,9%, до 2,9 млрд рублей,
  • рентабельность EBITDA составила 29% против 25% в 2020 году.
  • Чистая прибыль на уровне 1,3 млрд рублей по сравнению с 1,1 млрд рублей годом ранее и рост на 17,9%.
  • рост продаж на 11,8%, до 45,9 млн бутылок, в том числе продажи алкогольной и безалкогольной продукции собственного производства - на 12%, до 44,6 млн бутылок.

По структуре и составу акционеров, Бизнес является "семейным", у Бориса Титова- уполномоченного при Президенте РФ по по защите прав предпринимателей и его сына суммарно почти 95% всех акций, 5,2% находится в свободном обращении.

На обострении кризиса в конце февраля, акции Компании падали в район 120руб, но быстро отскочили и сейчас торгуются в широком боковике 165-190 руб с периодическими спекулятивными выстрелами

Недельный график Компании "Абрау-Дюрсо" с ресурса "Трэйдинг Вью"
Недельный график Компании "Абрау-Дюрсо" с ресурса "Трэйдинг Вью"

На чем зарабатывает Абрау-Дюрсо?

Чтобы понять перспективность Бизнеса и инвестиций в него, здесь также логично посмотреть, на чем зарабатывает Компания. В отчете делается акцент отдельно на игристые вина, будем исходить из этой же градации.

  • игристые вина- 84,5% выручки
  • тихие вина, виноматериал- 5,5%
  • туристический бизнес- 7,8%
  • продажа прочих товаров- 2%
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"

Отлично прослеживается главный Бизнес- это продажа игристого вина, 85% всего заработанного, приходится именно на этот узкий сегмент. По сути именно с ним и стоит ассоциировать Компанию и строить прогнозы.

Инвестиционный вывод

"Абрау-Дюрсо" продолжает трансформацию своего винного бизнеса, делая упор на стабильном и качественном производстве "игристых вин", приносящих 85% всех денег, Компания активно наращивает винный портфель в более масштабном и массовом сегменте "тихих" вин, приобретая, как производственные заводы, так и виноградные угодья. Очень правильная и логичная идея создания "виноградного питомника", который в дальнейшем может обеспечить саженцами, как Компанию, так и в целом российское виноделие. На сколько получится реализовать все задуманное, вопрос неоднозначный, но структурный подход в этом направлении Бизнеса безусловно радует.

Компания также вполне активна и достаточно успешна в "туристическом сегменте", развивая и монетизируя все возможности курортной зоны "Абрау-Дюрсо", активно развивает свой исторический бренд, "насаживая" на него смежные сегменты.

Текущая коньюктура российского алкогольного рынка, смена "водочного" на "винное" потребление населением, в целом подъем и ренессанс российского виноделия, заметное удорожание экспортного вина и отказ некоторых иностранных Компаний и дистрибьюторов на ведение Бизнеса с Россией, огромное уважение, авторитет и "хорошие отношения" главы Компании Бориса Титова с руководством и политиками нашей страны, предпринимателями, сильное "винное лобби", обширное расширение виноградников и производственных мощностей, все это безусловно плюсы и тригерры роста для Компании.

Ни по операционным, ни по финансовым моментам никаких негативных нюансов также не вижу. Прослеживается четкое и структурное управление Бизнесом, которое обязательно найдет отражение в будущих результатах.

Честно скажу, для меня Бизнес Компании, гораздо интереснее тех вин, которые эта Компания производит. Но здесь конечно вопрос "вкусовщины".

Единственный вопрос в оценке Компании, она слишком завышенная для российского рынка, слишком большие ожидания, при чем остаются таковыми уже на протяжении 5 лет и не снижаются, если все удастся реализовать, финансовые результаты наверное уравновесят ее, текущие цены для покупки также на мой взгляд чрезмерно высоки, при снижении цены акции в район 130 руб, вполне выглядит интересной историей с горизонтом в несколько лет, но есть сильные сомнения, что они туда придут.

Недельный график Компании "Абрау-Дюрсо" с ресурса "Трэйдинг Вью"
Недельный график Компании "Абрау-Дюрсо" с ресурса "Трэйдинг Вью"

На этом пожалуй и все. Окончательный вывод, инвестировать ли в "Абрау-Дюрсо" или нет, каждый должен принимать самостоятельно, исходя из своего риск-профиля, аппетита к риску и горизонта инвестирования. Ну а для спекуляций все мною расписанное в принципе неважно.

Если понравился обзор, поддержите лайками, репостами, пишите в комментариях по Компании, подписывайтесь. Может кто-то был на виноградниках, дегустациях или отдыхал в Абрау-Дюрсо, интересно услышать Ваше мнение.

Как и определились ранее, дальнейшую Компанию для обзора выберем в телеграмме исходя из Ваших пожеланий

Ну и завершении, красивая картинка с последней страницы презентации Компании. Всем здоровья и инвестиционной удачи!

Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"
Скриншот из годового отчета Компании "Абрау-Дюрсо"