В шестидесятых годах прошлого века дети Советского Союза активно переписывались с ровесниками из стран Варшавского договора и из Китая. Дружбой это не назовёшь, скорее это был интерес географического характера.
В те годы советские люди не могли свободно поехать за границу, увидеть жизнь людей в других странах. Мы тогда говорили, что смотрим на мир глазами Юрия Сенкевича.
Моя сестра Света переписывалась с девочкой из Венгрии. Они обменивались открытками, сувенирами в виде значков, вязанных своими руками шарфиков, вышитых платочков, но, в основном, рисунками.
Однажды Света получила бандероль с маленькой куколкой в национальном венгерском наряде. Самое главное, что у куколки вертелись ручки, ножки и голова. Таких игрушек в нашей стране тогда ещё не было.
Этот драгоценный подарок мы очень берегли, после игры укладывали куколку в коробочку и убирали подальше. Наступили каникулы, Света взяла куколку в деревню, боясь расстаться со своим сокровищем.
*****
Жулька, бабушкина собака, была нам настоящим другом. Она всегда была рядом. Особенно Жулька любила походы в лес за ягодами и за грибами.
Охотником Жулька была отменным. Каждая вылазка в лес начиналась и оканчивалась то найденным ежом, то погоней за зайчиком, или согнанным с лёжки лосем. Встречались Жульке и лисы с лисятами, а птиц и белок, потревоженных ей, было не сосчитать.
Ягод в окрестностях нашей деревни было великое множество. Первой созревала земляника, а потом костяника, черника, гонобобель (так в нашей местности называли голубику), клюква и морошка.
Ни одну ягоду мы не пропускали, и Жулька их собирала вместе с нами. Под кустиком черники ложилась на спину и ела ягодки прямо с веток, земляничку по ягодке слизывала.
Внешне Жулька была похожа на лайку, чёрно-рыжего окраса, роскошный хвост и умнейшие карие глаза. Я любила её до безумия. Иногда, не зная, как выразить своё обожание, кусала её за переносицу, Жулька терпела мои «ласки». А когда становилось очень больно, тихонько пищала, и тогда я прекращала выражать свою любовь таким варварским способом.
Бабушка не разрешала Жульке заходить летом в дом, но мы бабушку не слушались, ведь собака была нам другом.
*****
В тот день мы остались одни. Бабушка была на сельхозработах, и Жулька увязалась с нами, вошла в дом.
Разложили со Светой игрушки, достали вертевшую головой куколку. К тому времени мы с сестрой навязали ей и платьев, и кофточек, и шапок. Было весело, примеряли наряды, мыли нашу красавицу в алюминиевом тазике.
Не заметили, как пришла бабушка. Побежали её встречать, а про Жульку, которая уважала свою хозяйку и побаивалась её, совсем забыли.
Когда мы вернулись, ни собачки в комнате, ни куколки в тазике не было.
А когда нашли, и выманили Жульку из-под кровати, у неё в зубах была израненная венгерская куколка.
Мы с сестрой расстроились до слёз. На лбу куколки зияла большая дыра, одна нога была сильно искалечена. Но ручки, ножки и голова продолжали вертеться, играть-то можно и с такой!
Положила Жулька игрушку на пол, а сама легла перед нами и закрыла мордочку лапками, понимала, что виновата.
Мы Жульку простили, а куколку больше никогда не оставляли без присмотра.
*****
Сегодня смотрю я на обилие игрушек у своих внучек и внука и часто вспоминаю нашу «венгерку», куколку из далёкого детства. Свои игрушки они мало жалеют, особенно внучки. Поиграют неделю и забывают, потом появляются новые…