Бельгийские классики европейской электроники стартовали с песни про столицу СССР.
В 1979 году вышел дебютный альбом электронного трио Telex "Looking for Saint Tropez". С музыкальной точки зрения они не удивили ничем. С первого взгляда, это типичный клон Kraftwerk. Их заглавная композиция "Moskow Diskow" уж слишком напоминает известный крафтверовский минималистичный номер "Autobahn", а также атмосферу альбомов "Radio-Activity", "Trans Europe Express" и "Die Mensch-Maschine". Особенным рефреном к строчке "Я твой работник, я твой слуга" у Telex прозвучало "Moskow Diskow" в сочетании с поездом идущим в Токио. Правда транссибирский экспресс не довезет до самого Токио, но смысл понятен. Всё что западнее Брюсселя это по сути одна большая Сибирь, а затем Япония. Она такая большая и нескончаемая, что только портрет Бриджит Бордо может спасти от тоски по родине.
"Moskow Diskow" бельгийцы рифмуют с фразой "Miskow Doskow", что это, или кто этот человек, похожий на Мишку Доскова, выяснить не удалось. Вместе с тем, Советский Союз был очень популярен в левеющей Европе, не смотря, на самый разгар "холодной войны". На пустом месте цветы не растут, КПСС щедро поддерживала европейское коммунистическое движение.
ЦИТАТА
Мишель Моэр, клавишник, автор и сооснователь Telex, о музыкальных сравнениях:
"Когда мы начинали, были только Kraftwerk, так что влияние больше связано с простотой их звучания и началом ритмичной электронной музыки".
Из интервью Future Music, 2021
Марк Мулэн (Marc Moulin), Дан Лаксман (Dan Lacksman) и Мишель Моэр (Michel Moers) уже тогда понимали - придумать что-то новое в популярной музыке невозможно. Но от этого ведь задача становится только интереснее...
Они вышли из панк-среды и, следуя девизу "я всегда буду против", решили не использовать гитар и прочих традиционных инструментов рок-н-ролльных групп. Только синтетика, только синтезаторы.
Так появились электронные кавер-версии "Rock Around the Clock" и бельгийского панк-хита Пластикового Бернана "Ça Plane Pour Moi".
ФАКТ
Саунд-дизайнер (как бы сейчас назвали) Telex Дан Лаксман начинал знакомство с синтезаторами с модели EMS VCS 3, созданной русским инженером Петром Зиновьевым. До Telex он записал хит "Coconut" именно на этом оборудовании.
Telex смогли удивить уже авторитетных к тому времени электронщиков. Лаксман вспоминал в одном из интервью, как участник Kraftwerk Флориан Шнайдер был поражен тем, что Telex смогли записать партию ударных с помощью модульного оборудования (синтезатор Moog, - ред.). Kraftwerk использовали ритм-бокс.
Кроме того, мифом оказался факт стопроцентного электронного звучания дебютного альбома "Looking for Saint Tropez". Как признался позднее Мишель Моэр, на треке "Moskow Diskow" они использовали настоящие хлопки в ладоши, звук шейкера и самодельный сэмплер.
Многое Telex делали вопреки. Они не собирались заниматься музыкой всерьез, это и стало одной из причин их закрытости и отказа от концертной деятельности.
Можно представить, какого труда стоило их затащить на конкурс "Евровидения" от Бельгии в 1980 году. Они из-за своего легкомысленного и пренебрежительного отношения к шоу заняли одно из последних мест, но вместе с тем их песня стала неофициальным гимном конкурса.
Моэр это объясняет так: "Мы втроем занимались другими делами, Дэн работал в студии для людей, Марк на радио, а я был архитектором, так что мы не хотели бросать все и отправляться в тур. Мы с Марком уже выступали на сцене раньше, и всегда возникали технические нестыковки. Со всеми этими электронными приборами проблемы были огромными"
Они не давали концертов, но Евровидение посмотрело около 100 млн. зрителей. "По правилам конкурса, всё исполнялось под минус, но инструменты должны были стоять на сцене. Однако, на репетиции возникли проблемы. Дирижер сказал: "Стоп, я слышу брарабаны!" Пришлось объяснять, что они созданы с помощью синтезаторов", - поделился воспоминаниями о конкурсе в одном из интервью Лаксман .
Они считали, что их музыка рассчитана максимум на полгода и не планировали выступать вообще, а получилось так, что Telex сформировали архитектуру евродиско.