А дальше мы попали в расстрельную комнату. Кирпичные потемневшие стены, тусклая лампочка, бетонный пол. На полу решетка. Экскурсовод группы, которого мы подслушивали, сказал, что сквозь решетку стекала кровь расстрелянных. А еще на полу гильзы, много гильз, весь пол ими усыпан. И от ужаса, который ты переживаешь здесь десятилетия спустя, бегут мурашки по телу. А что чувствовали те, кто приходил сюда, чтобы получить пулю в затылок?
А дальше мы смотрели кино про детей осужденных, для которых просто не существовало такого дорогого человека, как мама. Рассказывают взрослые дяди и тети, которых коснулась вся эта история. Кого то спрятала бабушка под юбкой, кого то укрыли соседи, а кому то совсем не повезло и они все таки попали в те приемники и прожили в них какое то время. И это было не детское испытание.
Одна женщина рассказывает, что свою мать встретила только в шестьдесят четыре года! Тогда, когда выросли дети и через интернет нашли свою бабушку! А мать и дочь сразу после освобождения так и не могли разыскать друг друга, хотя знали, что они друг у друга есть. Вот такие истории слушаешь в этом музее, и хочется просто сказать:"Люди, просто будьте людьми! И вам это зачтется!".
Еще в этом музее я побывала на 3D экскурсии, впервые в жизни. Вел ее директор музея, Роман Владимирович. И ведет он нас по старым, заброшенным лагерям, которые еще не совсем разрушены. Даже сейчас понимаешь, какие нечеловеческие условия были созданы для тех, кто туда попал. Мало того, что это северные территории, это еще места, в которые невозможно попасть. Бездорожье тогда, бездорожье сегодня. Сохранить эти лагеря, как памятники, невозможно.
Так же у нас была возможность посмотреть показательный судебный процесс над теми, кто не знал, за что его посадили и в чем обвиняют. Так работала пропаганда того времени. Посмотрите, сами признались, предатели! Поэтому не будет им прощения! Ни что нибудь продали, родину! Идеальный фильм с идеальными героями и ни малейшего намека на насилие.
Здесь можно просто взять наушники под портретом, и послушать историю того, кто на портрете. Как пришли арестовывать, в чем обвинили, где сидел, как умер. Где то читают текст актеры, где то родственники говорят на камеру. Много мы с Ритой этих историй выслушали. Но запомнила я только две фамилии, которые у всех на слуху. Это конечно Солженицын, и Шаламов.
После этого мы еще рассмотрели пару комнат, одна была посвящена детям, здесь были игрушки, распашонки, чулочки, пажики, ползунки, и фотографии детских лиц и приютов. Вторая комната посвящена национальностям, которых переселили в Сибирь, в Казахстан, и в другие, не очень гостеприимные места. Тут тоже фотографии и предметы быта.
Выходили мы из музея просто отягощённые историей. Тяжело и страшно осознавать, что это происходило в нашей стране, с нашим соотечественниками. Но в холле мы притормозили и выпили кофе, очень уютное тут кафе. А во дворе еще глянули на тюремную вышку, которую говорят, доставили из Магадана. Очень все нам понравилось, рекомендуем.