Найти в Дзене
Борис Новицкий

Варины, варяги – носители субстратной дославянской древне-индоевропейской языковой среды Русского севера

Мысль о дославянском слое в древнерусском языке может показаться кощунственной. Особенно, в связи с доминирующим в науке убеждением, что язык древних русов и славянский язык – синонимы.

С другой стороны, как по-другому можно оценить информацию о дославянском индоевропейском субстрате на побережье Южной Балтики, о чем, начиная с Меркатора начинали робко поговаривать и другие исследователи.

В XVI в. известный географ, отмечая двуязычие рутенов с острова Руян (Рюген), писал, что из язык был «славенский, да виндальский». То есть, славянские языки при их распространении на побережье Балтики, накладывались на некий дославянский субстрат. Эта была языковая среда, или древне-индоевропейская (арийская) основа, в которой и расселялось восточноевропейское славянство.

Филологи неоднократно отмечали особенности диалектов древних новгородцев и псковичей, значительно отличающие их от других восточно-славянских языков, но находящих соответствия на южнобалтийском побережье. Нечто характерное отразилось даже в некоторых псковских пословицах, например: «псковицане те же англицане, та же нация, только рець другая». Отмечают, что древние новгородские и псковские летописи полны этим «ц» вместо «ч».

Новгородский лингвист А.А. Зализняк не отрицал гипотезу известного филолога В.В. Иванова, по которой др.-новг. формы на «-е» восходят к праиндоевропейскому неопределенному падежу (casus indefinite), следы которого сохранились в хеттском, тохарском и ряде других языков. Что вполне объяснимо существованием индоевропейских носителей древнерусского языка на севере Восточной Европы. Хронологически оно совпадает с присутствием на Русской равнине праязыка общности ариев и русов.

Также лингвист Б. А. Серебренников высказывал предположение о присутствии в районе Волго-Клязьминского междуречья какого-то реликтового индоевропейского языка еще до появления там славян. Ученый при этом исходил их гидронимии этого ареала. Чтобы не сужать территорию этого реликтового языка, с той же уверенностью нужно говорить и о Карелии, Кольском полуострове, Вологодской и Архангельской области, о Ладожско-Онежском межозерье. По крайней мере, уже в III тыс. до н.э. в Восточной Европе присутствовали те, кого в Индии через 1,5 тысяч лет стали называть ариями, а западные ученые придумали для них «индоевропейцы». В этой удивительной языковой среде в единой общности с ними обитали и предки русов.

Карта  арийских гидронимов северо-запада России.
Карта арийских гидронимов северо-запада России.

Так или иначе, когда носители финно-угорской группы языков через 1,5-2 тысячи лет двинулись на запад от Урала, там они вышли на территории, где уже до них обитали носители архаичного субстрата. О более раннем обитании на Русской равнине, чем фатьяновская археологическая культура, возможных предков праиндоевропейцев историки предпочитают ничего не утверждать. Не очень-то озабочиваясь арийской топонимикой территории бывшей Руси, и устремляя всё свое внимание куда угодно, кроме севера своей страны.

Когда же о письменности говорить не приходится, о древнем языке можно судить по названиям водоемов и также вершин, равнин, впадин, пещер и пр. Особой способностью сохранять глубоко архаичные названия в особенности отличаются гидронимы. Русский исследователь XIX в Н.И. Надеждин на этот счет гениально заметил :

«Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре». [Опыт исторической географии русского мира. СПб., 1837]

Эти древние географические метки идут из глубокой древности и тысячелетиями сохраняются там, где не иссякает людское население. Поэтому и видим сегодня меж Ладогой и Онегой, и далее, на Кольском полуострове, такие удивительные для современного слуха названия как Ганг-озеро, Шив-озеро, Падма, Рама-ярви, Сурья, Сандал, Сара, Синда, Индера, Индель, Индоманка, Индасарь.

В числе групп населения, несущих указанный дославянский субстрат, были и те, кого ПВЛ назвала «варязи».

ПВЛ сообщает, что «По сему же морю седять варязи семо ко въстоку до предела Симова, по тому же седять к западу до земле Агнянски и до Волошьски».

Получается, что варяги по летописи «сидели» от пределов Волжской Булгарии (предел Симов) до южной Дании, где они довольно успешно соседствовали и даже сотрудничали с племенем англов (или углов). Сидели они и на севере, о чем свидетьствуют гидронимы с основой на вар-, начиная с названия Варяжский залив (Варангер фьорд в Норвегии), по Кольскому полуострову, в Карелии, в Архангельской области.

-3

Причем на Балтике «сидели» так давно, что море, на берегах которого они обитали, звалось прежде Варяжским. Первым обратил внимание на то, что во всех арабских известиях Балтийское море называется «Варяжским» русский историк Степан Гедеонов [Варяги и Русь. 1876]. Народ, живущий по берегам этого моря, во всех этих источниках именовали «Варягами» (варенгами). Интересное замечание арабского историка 14 века Шихабуддина Димашки приводит А. Кузьмин: «Балтийское море – это «море Варенгов и Славян, и Келябиев».

С. Гедеонов увидел в ней перечень народов живущих у берегов моря – варягов, славян и колбягов. Арабы сталкивались с варягами по мнению А. Кузьмина в IX–XI вв.

Все три группы указанных народов – Варяги, колбяги и славяне – являются основными объектами новгородской «Русской Правды» князя Ярослава (1016 г). Например: «Аче попъхнеть мужь мужа любо к собе ли от собе, любо по лицю оударить, ли жердью оударить, а видока два выведуть, то 3 гривны продажи; аже будеть варягъ или колбягъ, то полная видока вывести и идета на ротоу».

По писцовым книгам конца XV века в Обонежской пятине, в бассейне реки Сясь, известен погост «Климецкой в Колбегах». Упоминаются колбяги также в берестяной грамоте Новгорода 12-14 века под номером 222:

«От Матея ко Гюргию…. Еси колбяги не бежали, в твоих руках распределение долей, деньги по людям (деньги, которые различные люди должны) – нет тут тебе убытка или единой векши».

Видимо, колбяги – это был народ тотемной птицей которого была Колбь/Колпь (лебедь). О них я писал в статье 2019-2020 гг: https://dzen.ru/media/id/5d1d9949ef033f00ae246c82/letopisnye-kolbiagi-osnovali-kolpino-5d56b733027a1500ad01d7b6.

Варяги – это исконное южнобалтийское население. Но является ли Южная Балтия первичной родиной варягов? Важно и то, что этимология их имени толкуется через древне-индоевропейское (арийское) значение корня вар-, как вода, водная стихия. А это может свидетельствовать об очень древней дославянской природе варягов.

А. Кузьмин привел ряд авторитетных мнений относительно этимологии корня вар-, где показано, что он при обозначении водных объектов означает «вода» и принадлежит к архаичным пластам индоевропейских языков. Он писал:

«Ю. Покорный указал на древнюю индоевропейскую традицию такого обозначения «воды», отразившуюся во многих языках. Покорный объяснял, в частности, название иллирийского придунайского племени «варисты» или «наристы». В. Штейнхаузер посвятил этому этнониму специальное исследование, еще более расширив и подтвердив вывод Ю. Покорного. Автор переводит это название как «жители поречья», «живущие у воды». Помимо упоминаемого и Покорным древнеиндийского nara – «вода» (ср. название подмосковной реки Нара), автор приводит тохарскую параллель var — море. Вариант varasci рассматривается им как кельтизированная форма того же названия, восходящая в конечно счете к предположительному кельтскому vor и затем var. И Покорный, и Штейнхаузер указали на чередование, взаимозаменяемость в древнем индоевропейском языковом пласте звуков (или обозначений какого-то специфического звука) n и v… . Поэтому, скажем, этнонимы «морины» и «варины» – всего лишь … диалектные формы одного и того же значения».

Между прочим, в литовском языке вода – это vanduo. Также в норвежском и датском до сих пор вода – vann и vand, соответственно. Кажется вероятным, что племена в названии которых имеется «ванд» имели отношение к воде. Получается, что имя вандалы, это иноязычное переосмысливание имени варинов/варягов. Такое объяснение весьма вероятно. Поэтому и традиционным является отождествление вандалов с венедами. Видимо, произношения «ванд» и «вода» («вада»), издавна сосуществовали в Балтийском Поморье. Кстати, у пеласгов, и у лигуров слово «Вада», как отмечал Кузьмин, обозначало реку.

Немецкий лингвист В. Штайнхаузер привёл тохарскую параллель var как «море». Отделившиеся от древне-индоевропейской ветви языков тохары, в начале первых веков I тыс. до н.э. мигрировали в Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Тохарские языки относятся к отдельной реликтовой группе, близкой к указанной ветви. Может быть поэтому они, вероятно, и законсервировали очень архаичный лексический слой.

Так или иначе, корень вар- в значении «вода», «море» сохранился не во всех индоевропейских языках, а только у более архаичных представителей этой языковой семьи: от санскрита и тохарского до иллирийских и кельтских языков. В областях распространения этих языков и остались реликтовые гидронимы и связанные с ними этнонимы. Сохранился корень вар- и в древнем слое русского языка, что мы видим по многочисленным гидронимам Русской равнины, и в этнониме варяги.

ПВЛ осветила картину расселения варягов в двух областях: на южнобалтийском побережье и в Восточной Европе. Но как и когда они расселились на этих довольно обширных территориях?

Носители основы вар- - варины, варны, вары, вэринги заселили побережье Балтики очень давно, и именно они составили дославянское субстратное ее население.

Видимо, на русском северо-западе, где остались топонимами с основой на вар-, они оказались еще в более ранние времена. И в окружении многочисленных других арийских гидронимов Ладожско-Онежского межозерья они вполне органично вписываются в заполярную историю людей, оказавшихся в силу природных условий на этой территории после ухода ледника.

Так что, видимо, свое продвижение в сторону Балтии вары-русы начинали с севера. Затем по берегам Балтии и по ее водам двигались на самый запад Европейского континента. Очевидно, что Вармия – старинное название Восточной Пруссии, было также связано с ними.

История также не умалчивает об активном участии варягов в завоевании Британии, правда в союзе с англами. Видимо варяги, славные мореходными качествами, использовались в качестве водных перевозчиков. Хотя на берегах будущего Туманного Альбиона в V веке они оставили свои следы в виде топонимов с тем же древним корнем вар- (War)

Историк Томас Шор уделил участию варягов, которые у него идут под именем варинги/вэринги, большое внимание. Он писал:

The Warings, whose name is coupled with the Angles by the early writers, were a people located on the southwest coast of the Baltic. From the first mention of them to the last we find them associated with the Angles, and as these accounts have a difference in date of some centuries, we may feel sure that the connection was a close one.

[Варинги, чье имя ранние авторы соединяли с англами, были жителями юго-западного побережья Балтики. Все упоминания этого народа свидетельствуют об их связи с англами, и поскольку эти сообщения отстоят друг от друга на нескольких столетий, мы можем быть уверены, что эти отношения были близкими].

И эта близость была обусловлена тем, что англы в V веке, еще не были англичанами, и говорили на языке близком к языку варягов, либо вообще на одном с ними языке. Но об этом и об удивительной информации Тома Шора читайте в следующей моей статье.

Все статьи на моем канале читайте по ссылке: https://dzen.ru/bonorus