Найти тему

Месть Белой госпожи

Пока Датия идет с караваном через пустыню, а Киран читает над огнем древние заклинания, хотел немного рассказать о Белой Госпоже, которая появилась на страницах этой книги.

Доброго дня, уважаемые подписчики и читатели канала "Удивительное всегда рядом"!

Как уже известно моим давним читателям публикации на канале основаны на реальных событиях, произошедших в разное время, либо на тех событиях, участником которых мне довелось побывать самому.

Довольно часто присутствует и то и другое. И череда этих перетекающих из одного в другое событий порой меня самого очень удивляет.

Горный Алтай. Фото автора.
Горный Алтай. Фото автора.

На самом юге Горного Алтая имеется местность, которую местные жители называют "Краем жизни" – плато Укок. Оно расположено на стыке государственных границ четырех государств: России, Китая, Монголии и Казахстана.

Плато имеет еще одно название – "Долина смерти", так как на плато присутствует достаточно много погребений различных культур.

С целью их изучения летом 1993 года в эти места прибыла археологическая экспедиция из Новосибирска.

Для раскопок был выбран один из курганов Ак-Алаха, где имелось захоронение знатного кочевого воина кара-кобинца эпохи железа, начавшейся более 3 тысяч лет назад.

Захоронение было разграблено еще в древности, а сам курган был в полуразобранном состоянии. В шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, камни из кургана использовались для строительства укрепрайона.

Производя раскопки, ученые неожиданно обнаружили, что под верхним захоронением имеется еще одно, более древнее. Оно представляло собой ледяную могилу, перекрытую бревнами.

Оказалось, что душа мужчины, похороненного в верхнем кургане, была назначена сопровождающим и охранником для того, кто был захоронен внизу.

К слову сказать, кара-кобинцы находились в подчинении другого народа, о котором и сейчас не утихают споры историков.

Через отверстия в верхней части кургана вода проникла в склеп и, замерзнув, превратила сруб в ледяную могилу. Летом лед, находясь под землей, не таял, благодаря чему склеп и предметы в нем прекрасно сохранились несмотря на многие тысячелетия.

Погребение предназначалось для молодой женщины возрастом 25 – 30 лет. Для нее в склепе, символизирующем жилище, был установлен деревянный саркофаг из лиственницы, запечатанный бронзовыми гвоздями.

Форма саркофага напоминала шаманскую лодку "ротык", а сам он был украшен кожаными фигурками оленей, имеющими магическое значение.

Рядом с женщиной покоились останки 6 захороненных с ней лошадей в полной сбруе и с седлами. Пол склепа был выложен камнями, а сверху укрыт большим войлочным ковром.

Как тут не вспомнить про царевну из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина?

Кстати сама сказка не является выдумкой поэта. Это пересказ древнего народного сказания, которое поведала поэту его няня Арина Родионовна.

Несколько дней, осторожно, чтобы не навредить находке, археологи вскрывали погребальную камеру, совершая путешествие во времени.

Мумифицированное тело женщины лежало на правом боку головой на восток, а лицом на север, со скрещенными на животе руками и слегка подтянутыми ногами. Мумия получила название "принцесса Укока".

Одежда сохранилась почти идеально: кремово-желтая шелковая рубаха с длинными, до кончиков пальцев, рукавами и длинная бело-красная юбка из шерсти. Края рубахи были обшиты красными нитями - защита от злых духов, а юбка украшена бронзовыми подвесками.

На ногах были удобные для верховой езды длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Такие чулки носили также скифские мужчины и женщины. Красный цвет оберегал от злых духов.

Тело укрывало покрывало из меха, расшитое аппликациями из золотой фольги.

Рядом с женщиной в войлочном мешочке ("косметичке") лежало зеркало: гладкий кусочек бронзы в деревянной оправе, на которой была вырезана фигурка оленя.

В косметичке имелись карандаш с грифелем из синей болотной руды, сине-зеленый порошок вивианит, кисточка из конского волоса и стеклянные индийские бусины разных цветов.

Примечательно, что в Европе вивианит стал использовать лишь в ХIХ веке.

На шею женщины была одета деревянная гривна с подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. В ушах были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были обвязаны шерстяными нитями.

Отлично сохранились синие татуировки на обеих руках женщины. На левом плече изображено фантастическое животное – по виду это олень, но на его голове имеются два вида рогов - оленя и козерога. Морда оленя оканчивается клювом грифона.

В древности такой олень-козерог у индоевропейских народов сопровождал души умерших в иной, "верхний" мир.

Еще были изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя, на спине которого вырастает голова грифона, хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.

Голова женщины была побрита и украшена войлочной шапочкой с париком из конского волоса длиной почти 90 сантиметров. К парику были пришиты украшения из золотой фольги.

Рядом находился колпак с широкими полями, соответствующий по форме шляпам ведьм нашего времени.

В склепе располагалась различная утварь: два деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда, тарелки с мясом. В один кусок мяса был воткнут нож с красивой ручкой: зубастая волчья морда с рогами козерога.

Сосуд выполненный из рога яка имеет сакральное значение. Согласно древнегреческой легенде вода Стикса (реки в царстве мертвых) может удерживаться лишь сосудами из рога дикого животного.

Находки, найденные в склепе, а также отсутствие других останков (в то время практиковались родовые захоронения) делает предположение, что женщина являлась шаманкой, давшей обет безбрачия.

Мумию отправили в Новосибирск, где провели экспертизу ДНК, а также восстановили внешний вид женщины. Полученные результаты произвели сенсацию.

Оказалось, что женщина принадлежала не к монголоидной, а к европеоидной расе.

Восстановленное изображение "Белой госпожи". Горно-Алтайск. Сайт https://o-tendencii.com/tatuirovki/33789-altajskaja-princessa-ukoka-tatuirovki-73-foto.html
Восстановленное изображение "Белой госпожи". Горно-Алтайск. Сайт https://o-tendencii.com/tatuirovki/33789-altajskaja-princessa-ukoka-tatuirovki-73-foto.html

Коренное население считает, что мумия принадлежит Ак-Кадын, или Белой Госпоже. Согласно древним поверьям алтайцев она пожертвовала собой ради спасения нашего мира от темных сил.

После вскрытия склепа на Горный Алтай обрушились природные катаклизмы: землетрясения, сильное наводнение, которое снесло мосты и плотины, и крупный град. Некоторые ученые, участвовавшие в исследовании мумии, заболели и умерли.

Под давлением общественности мумию из Новосибирска в сентябре 2012 года перевезли в национальный музей Республики Алтай (Горно-Алтайск). Сама мумия в музее не выставляется и хранится в специально сооруженном для нее здании с особым микроклиматом.

В 2014 году зайсаны Республики Алтай - главы всех алтайских родов, старцы и уважаемые жители республики приняли единодушное решение с почестями захоронить Белую госпожу на плато Укок.

Было собрано 22 тысячи подписей в поддержку захоронения. Однако власти оставили мумию в музее.

Тогда жители подали в суд. В январе 2016 года суд постановил оставить без удовлетворения просьбу жителей похоронить мумию, объяснив это тем, что та имеет статус культурного объекта федерального значения.

Местные шаманы все еще настаивают на необходимости захоронения Белой Госпожи, так могут быть еще более страшные беды.

Реконструкция Белой Госпожи и изображения ее татуировок. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. Горно-Алтайск.
Реконструкция Белой Госпожи и изображения ее татуировок. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. Горно-Алтайск.

Запрещается без разрешения автора копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данной статьи.

© 7 декабря 2022г.

  • "Глоток жизни":
Глоток жизни
Удивительное всегда рядом15 ноября 2022

Благодарю за лайк и подписку!

Всем доброго дня!