Найти в Дзене
Загадки истории

РЫЦАРИ И БОГАТЫРИ#1.3С мечом и шпагой#3.Правда и мифы Куликова поля

Оглавление

С мечом и шпагой

Правда и мифы Куликова поля

Казалось бы, о битве на Куликовом поле мы знаем почти все. Со школы помним и про поединок Пересвета с Челубеем, и про благословение, полученное буду­щим Дмитрием Донским у Сергия Радо­нежского. Однако чем больше проходит времени, тем больше неточностей и от­кровенных мифов обнаруживается в клас­сической версии этого события.

Куликово поле... Кто только не сплясал на костях его героев! Тут и «фоменковцы», перемещающие поле в пространстве, а бит­ву — во времени. И создатели известного мультфильма «Лебеди Непрядвы», показавшие детям, как «монах» Александр Пересвт сра­жается в одной скуфейке с «бронированным» ордынцем... Кто-то скажет: «Правда о тех событиях давно известна из ’’Сказания о Ма­маевом побоище”. Свободу Руси добыли благословение Сергия Ра­донежского, воинская доблесть великого князя Дмитрия Ивано­вича, да подвиг монахов Пересвета и Осляби». Что тут возразишь? Только одно: «Сказание», созданное намного позже описываемых в нем событий, вряд ли превосходит в плане достоверности фоменковские изыскания вкупе с детским мультиком.

Литовский князь Ягайло позднее стал польским королем под именем Владислав II Ягелло
Литовский князь Ягайло позднее стал польским королем под именем Владислав II Ягелло

Отлученный от церкви

Мог ли дать благословение князю Дмитрию Ивановичу Сергий Радонежский? А если и мог, то почему князь отправился за ним в глухие леса, а не к высшим иерархам церкви, что подобало бы его статусу? Вот единый, «шокирующий» ответ на два вопроса сразу: бу­дучи отлученным от церкви и преданным анафеме митрополитом Киприаном, князь Дмитрий не мог получить такого благословения у подчиненного Киприану Сергия. И не получил - что бы там ни пи­сали в школьных учебниках.
Дело в том, что еще летом 1378 года князь Дмитрий, желавший видеть на посту митрополита свою креатуру, а не Киприана, повелел слугам выгнать ставленника Константинополя прочь за город­ские ворота. Что и было сделано. С соответствующими для Дмитрия Ивановича последствиями. Вчитываемся в первоисточник — письмо отлучения, разосланное Киприаном: «Но раз меня и мое святитель­ство подвергли такому бесчестию, — силою благодати, данной мне от Пресвятой и Живоначальной Троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен к моему задержанию, за­точению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да бу­дут отлучены и неблагословены мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов».
Далее в письме говорится, что, буде кто из слуг Божьих осме­лится не присоединиться к отлучению Дмитрия, сам же и подвергнется анафеме. Сергий Радонежский пошел наперекор митрополи­ту? Ищем ответ. Заглядываем в ранние жития святого. Читаем, как же именно напутствовал он Дмитрия насчет татар: «Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю, да, видем твое смирение, господь Бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит». Это — благословение на битву? К слову, нет о нем упоминания не только в житиях Сергия Радонежского. Не упоминается оное и в ле­тописях Куликовской битвы, в статьях Рогожского летописца и Симеоновской летописи, в Новгородской первой летописи. То, о чем не ведали современные событиям летописцы, станет «досконально известным» лишь в конце XV — начале XVI века.

Бой Пересвета с Челубеем
Бой Пересвета с Челубеем

Настоящие герои

Теперь по теме «Пересвет — Челубей». «Всем известно», что они прикончили враг врага — не так ли? Почитаем теперь избранное из самой ранней, Кирилло-Белозерской редакции «Задонщины». Со­гласно оной, Пересвет «ркучи таково слово: ’’Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полоненным”. Самое же примечательное, что слова о том, что лучше броситься на меч, неже­ли сдаться, наш смиренный монах произносит - цитируем, — когда «иные уже лежат посечены у Дона Великого на берегу». То есть битва в разгаре, а герой, якобы убитый до ее начала Челубеем, вполне жив и, рубя поганых, не безмолвствует.
Что касается монашества Пересвета и Осляби — первый, согласно «Задонщине», не был облачен во время битвы ни в рясу, ни в схи­му, ни в скуфейку, а «злаченым доспехом посвечивал», что более пристало витязю, нежели смиренному монаху. Но вот самое главное: в поминальном перечне Троицкого монастыря, основанного Сергием Радонежским, монахами которого якобы и были Александр Пере­свет и Родион Ослябя, оба эти имени отсутствуют.
Ради справедливости стоит отметить, что Ослябя, уцелевший в битве, действительно постригся в монахи, но лишь под старость, и служил впоследствии у митрополита Киприана. Что до Пересвета, то доподлинно о его дальнейшей судьбе неизвестно. Зато ведомо о нем иное. Пересвет и Ослябя именуются во всех летописях «бояра­ми брянскими» и «любочанами». Во времена Дмитрия Донского го­род Любутск на Оке (отсюда и «любочане») относился к землям Ве­ликого княжества Литовского и Русского. Первый удар ордынцев приняли на Куликовом поле войска перешедших на службу к Дми­трию Ивановичу литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. И уже из этих двух фактов, запечатленных не в сказаниях, но в летописях, можно сделать один вывод: «любочане» Пересвет и Осля­бя (или, говоря современным языком, «русские соотечественники из Литвы») бились в составе «сторожевого полка», состоявшего из литвинов, подданных литовских же князей, перешедших под русские знамена. Между прочим, рубились литвины отчаянно. А вот жите­ли стольного града, согласно летописям, да и «Задонщине», таковой ратной удали, увы, не проявили. Вчитываемся: «Москвичи же мнози небывалым, видевшее множество рати татарской, устрашишася и живота отчаявшася, а иным на бегы обратишася».
Как знать, чем бы закончилась Куликовская битва, если бы не полководческий гений прославленного воеводы Дмитрия Боброка - тоже литвина по национальности, уроженца Волыни, входившей в те времена, как и родной Пересвету и Осляби Любутск, в земли Ве­ликого княжества Литовского и Русского.

Воевода Дмитрий Боброк Волынец слушает землю перед битвой. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». Рукопись XVII века
Воевода Дмитрий Боброк Волынец слушает землю перед битвой. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». Рукопись XVII века

Как становятся врагами

Вкратце подытожим: первый удар окаянных басурман приняли на Куликовом поле литвины, в рядах которых бились витязи, «боя­ре брянские» Ослябя и Пересвет, перешедшие под знамена преданного анафеме Дмитрия Донского вслед за своим сюзереном Дмитри­ем Ольгердовичем, князем Брянским.
Возмутительное утверждение, не правда ли? Ведь в конце XV века, в годы «раскрутки» упомянутого нами «Сказания о Мамаевом побоище», появляются сведения о походе на Куликово поле литвинского злодея Ягайло. Да и в «Сказаниях» однозначно указывается, что Литву ведет на поле биться с русскими литовский же князь Ольгерд. Наконец, и в летописях Москвы XV века прямо говорится, что Ягайло совершил поход против Дмитрия Ивановича «с силой литов­ские и лятские»...
Только вот ведь незадача: князь Ольгерд, якобы сражавшийся против Руси на стороне басурман, почил в бозе за несколько лет до начала Куликовской битвы. А в «походе Ягайло» при всем желании не могли быть задействованы силы польские (лятские). Ведь Литва объединилась с Польшей только через пять лет после Куликовской битвы — в 1385 году. Впрочем, и сам поход Ягайло на Русь столь же исторически «достоверен», как и мертвый князь Ольгерд, якобы возглавивший литовскую рать, якобы сражавшуюся на Куликовом поле супротив рати русской.
А теперь зададимся двумя вопросами. Почему спустя век после Куликовской битвы истинная роль литвинов, сражавшихся на рус­ской стороне против басурман, подверглась не то что замалчива­нию - переосмыслению до неузнаваемости? Почему пропаганди­стам XV века пришлось «превращать» витязей Пересвета и Ослябю в монахов, а слова Сергия Радонежского, обращенные к «окаянному» Дмитрию Ивановичу, преподносить не иначе как благословение?
На второй вопрос ответим кратко: к сожалению, в годы монголо­татарского ига представители церкви крайне редко проявляли чуде­са храбрости — к примеру, тот же митрополит Киприан бежал из Мо­сквы, едва к ней, уже после Куликова поля, подошел хан Тохтамыш с войсками. Церкви требовались именно воцерковленные герои. Что касается литвинов, вдруг из защитников Русской земли ставших ее врагами вкупе с «силами лятскими», то тут все еще проще. Годы соз­дания мифов, «развенчивающих» воинскую доблесть литвинов, сра­жавшихся на Куликовом поле за Русь, — это годы, на которые при­шелся апогей противостояния Москвы с Польшей и Литвой.
У реальной истории действительно нет сослагательного наклоне­ния, но ее, бывает, переписывают — в угоду политической сиюми­нутности.

По одной из версий, Сергий Радонежский давал благословение Дмитрию Донскому за два года до Куликовской битвы, когда князь еще не был предан анафеме
По одной из версий, Сергий Радонежский давал благословение Дмитрию Донскому за два года до Куликовской битвы, когда князь еще не был предан анафеме

ПОДПИШИСЬ, ПОСТАВЬ ЛАЙК И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ!