3,9K подписчиков

Игра-спутник: обзор Callisto Protocol

1,4K прочитали

Получилась неплохая сюжетная игра, которая вряд ли сможет чем-то удивить или напугать [ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!]

Как сюжетная игра "Протокол Каллисто" весьма неплох. Есть проблемы с боевой системой, но ощущаются они в основном на высоком уровне сложности
Как сюжетная игра "Протокол Каллисто" весьма неплох. Есть проблемы с боевой системой, но ощущаются они в основном на высоком уровне сложности

В январе 2023 года свет увидит ремейк Dead Space от издателя Electronic Arts – того самого знаменитого шутера в антураже пораженного нечистью космического корабля, созданного геймдизайнером Гленом Скофилдом в 2008 году (сколько же уже лет прошло). Как известно, в последствии дороги Скофилда и EA разошлись. При этом бытует мнение, что именно жадная политика Electronic Arts угробила серию, к третьей части превратив ее в кооперативный боевичок без нужной атмосферы.

А тот факт, что новый проект Скофилда Callisto Protocol вышел всего за полтора месяца до релиза обновленного Dead Space, придал происходящему оттенок соцсоревнования. Получится ли у мастера превзойти оригинал? Не испортит ли EA ремейк? И, если ответ на второй вопрос нам предстоит узнать лишь в 2023 году, то на первый можно ответить уже сейчас.

Скорее нет, чем да. Callisto Protocol хотя и практически копирует сеттинг DS, по факту является несколько другой игрой. Со своими сильными и слабыми сторонами.

Осторожно – будут СПОЙЛЕРЫ, поскольку без них понятно рассказать об игре не получится.

От сумы до тюрьмы

Итак, вкратце о сюжете. Главный герой – пилот корабля, что-то вроде космического дальнобойщика Джейкоб, роль которого исполнил актер Джош Дюамель («Портрет Дориана Грея», серия «Трансформеры»). Хочет сорвать большой куш, перевозит грузы без вопросов. Что не нравится его коллеге Максу.

Корабль приближается к спутнику Юпитера Каллисто, и Джейкоб решает проверить груз перед доставкой. В процессе выясняет, что на корабль проникли посторонние – представители некой террористической организации. Разборки с ними приводят к крушению судна. Джейкоб выживает и отделывается легким испугом. Макс погибает, что порождает у главного героя муки совести, которые будут преследовать нас всю игру.

Впечатляющие планы показывают редко. В основном ползаем по оскверненным подвалам и тоннелям тюремных блоков
Впечатляющие планы показывают редко. В основном ползаем по оскверненным подвалам и тоннелям тюремных блоков

Оказывается, что на Каллисто расположена тюрьма под названием Black Iron. В русской локализации перевели как «Черная жесть». Про локализацию, кстати, стоит сказать пару добрых слов. Да, субтитры не везде идеальны – при прослушивании аудиозаписей, например, могут не показывать целые куски текста. Но тот факт, что большинство надписей в игровом мире переведены на русский, хорошо работает на атмосферу. Надписи на стенах, в каких-то мелких объектах интерфейса – это приятно. Хотя понятно, что написанные на стене слова Don’t make a sound таким образом не переводили, это слишком сложно.

Пару слов стоит сказать про техническую часть, поскольку старт у Callisto Protocol вышел мягко говоря скандальным. На консолях, говорят, с производительностью все было хорошо, а вот на ПК – совсем нет. В первый день оценки игры в Steam были «резко отрицательными» (сейчас «смешанные»). Понятно, что далеко пройти тогда никто еще ничего не успел, так что связано это было с сильными просадками фпс даже на мощном железе.
У меня, к примеру, видеокарта 3080 и процессор 11th Gen I7-11700F. А рекомендованное для игры железо – карта 1070 и I7-8700. И при тесте производительности игра рекомендовала мне установить средние настройки графики. Во второй день все чудесным образом изменилось, и игра начала гладко идти на ультрах. Позже разработчики объяснили ситуацию – дескать, в первый день пропатчили не те файлы, что было нужно, из-за чего такое и случилось. Сейчас на ПК в целом играть можно.

Иллюминаты жить не дают

Дальше пройдусь по сюжету в общем, и по впечатлениям от него. Джейкоба почему-то садят в тюрьму, и практически сразу после этого она начинает в буквальном смысле разваливаться. Отовсюду начинают лезть загадочные твари – в общем-то знакомые нам еще с Dead Space. Ходячие куски плоти с единственным желанием – убить и сожрать.

Джейкобу удается выбраться из камеры и найти соратника – давнего сидельца, который знает про тюрьму практически все, и давно придумал план побега. Собственно, в первой части игры мы этот план и будем реализовывать, блуждая по залам и коллекторам «Черной жести». Убежать удается, хотя и ценой жизни нашего нового знакомого.

Ему на смену приходит девушка Дани (ее сыграла Карен Фукухара, известная по сериалу «Пацаны»). Происходит выгодная смена антуража. Тесные коридоры тюрьмы меняются на заснеженную поверхность спутника Юпитера. Однако, добравшись до корабля, мы понимаем, что отпускать с Каллисто нас не собираются. Начальник тюрьмы Коул напрямую обращается к персонажам, говорит, что они неплохо справились, но «здесь их история заканчивается». Корабль сбивают, все рушится, и наши герои падают куда-то под поверхность. Где, как выяснилось, законсервированы остатки самой первой колонии на Каллисто. И обитают там давно уже не люди.

Персонажи периодически меняются, но сильно к ним не привязываешься
Персонажи периодически меняются, но сильно к ним не привязываешься

Оттуда выбираемся обратно в тюрьму, добираемся до Коула, побеждаем финального босса и смотрим концовку.

Так что же по сюжету? Честно, я ожидал большего. Он неплохо интригует большую часть игры, но заканчивается не очень убедительно. Оказывается, что Коул – член какой-то древней организации, пытающейся направлять путь эволюции человечества. Мысль о том, что людской род физически не приспособлен к освоению космоса, и это нужно как-то менять – интересная. Но вся эта тема с «иллюминатами» смотрится нелепо. Она и в Deus Ex Human Revolution мне не слишком нравилась, но там ее по крайней мере тщательно развивали. В «Каллисто» же на это просто нет экранного времени, так что подобный финал совершенно не цепляет.

Джейкоб чувствует себя виноватым в том, что именно он развозил «семена скверны», что приводило к гибели целых колоний и множества людей. Но опять же – эта метаморфоза случается как бы вдруг, моментально, и от того в нее не слишком веришь. Всю игру перед нами был человек, который просто хочет выжить. Под конец он вдруг задается вопросами морали.

Капитан Феррис в исполнении Сэма Уитвера (главный герой в Days Gone) предстает в начале классным и харизматичным персонажем, а потом… просто исчезает из сюжета. Чтобы появиться в форме безмозглого монстра, который не может заинтересовать ничем.

Да и сами сюжетные повороты Callisto Protocol не впечатляют. Одно только падение главного героя обыгрывается несколько раз. Вот мы объединяемся с компаньоном, а через минуту опять куда-то падаем и крадемся через орды врагов в одиночестве. Один и тот же прием повторяется НЕСКОЛЬКО раз. Справедливости ради – все это происходит примерно во второй половине игры. Которая недотянута и в плане геймплея.

Консольный гейминг

Callisto Protocol – абсолютно консольная игра. Злые языки вообще говорят, что делали ее в основном для Playstation, дескать именно поэтому там она работала на старте лучше всего. Неизвестно, правда ли это, но геймплей в «Каллисто» очень в духе Sony. Все эти протискивания куда-либо, ходьба по уступам. Прицеливание – тугое и неприятное даже с отключенной автодоводкой на ПК.

Поначалу я пытался играть на клавиатуре и мыши, но потом понял, что в этом мало смысла и подключил к ПК Dualsence. Все сразу встало на свои места, хотя управление все равно идеальным не назвать.

Сам игровой процесс по большей части задается ходом сюжета. В начале это сражения с монстрами в тесных пространствах. Огнестрельного оружия еще толком нет, поэтому орудуем в основном дубинкой. Боевка в общем-то простая. Если в Dead Space она была про отстрел конечностей чудовищам, то здесь – про постоянные увороты. Вот на нас налетает монстр. Он может сделать от одной до трех атак. Наша задача – угадать их количество и увернуться, попеременно прожимая кнопки «влево» и «вправо». После этого наносим серию атак дубинкой, а затем нам дают возможность совершить выстрел. Стрелять можно и в любой другой момент, но, как правило, это неэффективная трата патронов – в таком случае их понадобится слишком много.

Первую часть игры бегаем в робе, с небольшим запасом хп и малой емкостью инвентаря. Во второй - дают скафандр, размер полоски здоровья и вместимость возрастают
Первую часть игры бегаем в робе, с небольшим запасом хп и малой емкостью инвентаря. Во второй - дают скафандр, размер полоски здоровья и вместимость возрастают

Серьезная претензия к боевой системе Callisto Protocol заключается в том, что кроме описанной схемы «увороты-атака» она практически ничего не предлагает. Уворачиваться вы будете всю игру одинаково – что от рядовых мобов, что от гигантских боссов. Разницы АБСОЛЮТНО никакой. Лево-право, лево-право… Так мало того – даже эта механика сделана, на мой взгляд, не очень удачно.

Чтобы персонаж увернулся, нужно зажимать «лево» или «право» как бы немного заранее. Если бы это надо было делать в последний момент, то был бы хотя бы какой-то челлендж. А так просто «качельки», которые прожимаешь уже на автомате.

Есть, конечно, еще «джедайская» перчатка, позволяющая нам поднимать и бросать в монстров всякие бомбы, либо поднимать самих монстров и набрасывать их на вентилятор. Но все это ситуативно, и работает не всегда корректно. К примеру, монстр может улететь за пределы платформы… а может и не улететь. И трудно понять, от чего конкретно это зависит.

Также есть довольно интересная прокачка. За местную валюту можно увеличивать урон дубинке, добавлять ей смертельных ударов. Либо наращивать вместимость обоймы огнестрельного оружия, добавлять ему устойчивости и т.д.

Кстати, об огнестреле. В игре есть пара пистолетов, пара дробовиков и автомат. При этом быстро переключаться в бою вроде бы можно лишь между пистолетом и более крупным оружием (если ошибаюсь – поправьте). А, если у вас кончились патроны в одном дробовике, и нужно быстро переключиться на другой дробовик – извольте смотреть анимацию того, как Джейкоб убирает одно оружие и достает другое. Что в условиях сражения с боссом – просто какой-то неудобный ад. А патроны будут кончаться постоянно – особенно на максимальной сложности.

Скофилд ушел в отпуск

И на половину игры всего этого в общем-то хватает. Враги нападают понемногу, арены чередуют с изучением мира тюремной колонии. Много сюжета, который не дает нам заскучать. Основные проблемы Callisto Protocol начинаются где-то с середины. Для меня точкой отсчета, после которой я понял, что уже не очень хочу в это играть, стала движущаяся платформа, на которую постоянно запрыгивают по три-четыре врага. Играл я на максимальной сложности, и благодаря этому сполна вкусил кривость местной боевки.

Эту систему еще можно потерпеть, когда ты бьешься с одним врагом. Но, когда их больше двух, уследить за ними уже просто нереально. Тебя просто загрызают со всех сторон, и ты толком не видишь, откуда пришла смерть. По этой причине играть на высокой сложности я бы настоятельно не рекомендовал – от нее геймплей «Каллисто» становится только хуже.

Декорации красивые - здесь придираться сложно. Как и сама графика, которая местами граничит с фотореалистичностью
Декорации красивые - здесь придираться сложно. Как и сама графика, которая местами граничит с фотореалистичностью

Усугубляет дело то, что у Глена Скофилда и компании, очевидно, просто не было идей на вторую половину игры. От ползания между слепыми уродцами или расправы с ордами абсолютно одинаковых врагов, в какой-то момент становится плохо. Потому что враги и ситуации, в которых ты с ними сталкиваешься, не получают вообще никакого развития. Ты просто долбишь их снова и снова. И так до самого конца.

Кстати. Игра совсем НЕ страшная. Что странно, поскольку я ждал от Callisto Protocol именно хорошей хоррор-составляющей. Но скримеры здесь аккурат из 2008-го года – то есть давно знакомые и заезженные. В результате пощекотать нервы игре почти не удается. Зато с атмосферой здесь все более, чем в порядке. Саунд-дизайн великолепен, ты постоянно ощущаешь эту атмосферу заброшенной и зловещей станции, неминуемого конца и т.д. Хотя мне немного не хватило чувства одиночества, поскольку главный герой слишком много общается с напарниками.

Анимации гибели главного героя, которыми нас так интриговали, как-то не впечатлили. Ему отрывают либо лицо, либо руку. Проматывать их нельзя - извольте смотреть каждый раз.

Один двухголовый мини-босс, второй, третий… четвертый? Серьезно, что произошло со второй половиной игры? Почему она постоянно скатывается в уныние? А ведь так все хорошо начиналось.

Как итог, Callisto Protocol получилась весьма спорным проектом. Сюжет в целом неплох, но недостаточно хорош для сюжетной игры, от которой ждешь гораздо больше классных сценарных твистов, да и смысла вообще. Атмосфера замечательная, и она в принципе не отпускает до самого конца – здесь явно все получилось. Геймплей… для одного прохождения его в целом хватит, хотя вторая половина в этом плане сильно проседает, и хочется как можно быстрее увидеть титры.

А вам понравилась Callisto Protocol? Поделитесь впечатлениями в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!