Турбинные эсминцы отечественного флота
«Новики». Русско-японская война (1904–1905) убедительно показала возросшую роль миноносцев в составе военно-морских флотов и необходимость значительного повышения их скорости. Техническим средством реализации этих возросших требований явился переход от поршневых паровых машин к паровым турбинам. Первым в России турбинным эскадренным миноносцем стал «Новик», построенный в 1910–1913 годах на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге и послуживший прототипом для создания трех серий эсминцев для флотов Черного и Балтийского морей. В 1912– 1917 годах на восьми заводах и верфях страны было заложено более 50 эсминцев, из которых до конца 1917 года удалось завершить строительство лишь 29 кораблей.
По тактико-техническим элементам (ТТЭ) эти корабли оказались самыми современными в своем классе и по праву заслужили оценки лучших эсминцев Российского Императорского флота. С учетом потерь в годы Первой мировой войны, в которой они принимали самое активное участие, и иностранной военной интервенции 1918–1922 годов в составе Морских сил РККА осталось 17 эсминцев типа «Новик», из которых шесть были восстановлены и достроены в 1923–1929 годах.
С появлением в конце 1920-х — начале 1930-х годов в составе иностранных флотов эсминцев нового поколения корабли типа «Новик» с вооружением начала XX века (102-мм палубные арт- установки и 450-мм торпедные аппараты), составлявшие в первые полтора десятилетия после окончания Первой мировой войны основу миноносных сил ВМС РККА, морально и технически устарели и требовали замены.
После восстановления и достройки «новиков» первоочередной задачей в целях усиления миноносных сил Балтийского и Черного морей было признано создание двух серий лидеров эсминцев (шесть единиц) типов «Ленинград» и «Минск», а несколько позже в Италии заказали лидер «Ташкент».
Отрывок из журнала «Гангут» № 68/2012
Ссылка на журнал: https://vk.com/market-216329630?section=album_14&w=product-216329630_7461799%2Fquery