В мировой истории негласное правило «проиграна битва, но не проиграна вся война» подтверждалась не раз. Не стало исключением из этого правила и война Российской империи с кочевниками киргиз-кайсацких степей уже входивших в состав Западно- Сибирского губернаторства, и начавшаяся в 1820-х годах.
Инициатором данной войны выступила степная киргизская аристократия не желавшая усиления влияния Российской империи на своих территориях с их дальнейшей колонизацией. Первые организованные выступления киргиз-кайсаков против сибирского губернатора случились с 1825 по 1827 год и шли с переменным успехом, пока полк сибирских казаков под командованием А. Лукина в "Голодной степи" Бекпакдала не разбил основные силы бунтовщиков.
Все «творцы» данной победы были отмечены вниманием и награждены, а российский император Николай I был оповещён что «после такого поражения, киргизы притихнут на несколько десятков лет». Однако это было ошибочное мнение, поскольку в 1841 году правителем Средней орды (жуза) киргиз-кайсаков стал хан Кенесары Касымов – яростный противник имперской политики в своих родных степях, объявивший войну России еще несколькими годами ранее.
Считаем нужным отметить что отечественная история располагает документами, согласно которым хан Кенесары желая сохранить свою власть и подвластные территории, посылал послов к сибирскому губернатору и российскому императору Николаю I с предложением о мире и о признании его правителем всех киргизов. Но поскольку такое предложение противоречила принципам внутренней политики Российской империи и согласно императору Николаю I « в империи может быть один правитель» -послы вернулись к хану Кенесары с ничем.
И соответственно, борьба против сибирского правительства только активизировалась и ужесточилась.
И по распоряжению хана Кенесары большие отряды верных киргизов грабили и сжигали не только русские поселения, но и аулы своих соплеменников лояльных к Российской империи, а также обозы и торговые караваны. Такие действия бунтовщиков продолжались до 27 февраля 1844 года, когда между реками Ишим и Тургай отряды сибирских казаков полковника Кривоногова и есаула Рыбина обнаружили лагерь основных сил Кенесары и внезапной атакой разбили их. В тот день казаками множество людей Кенесары было захвачено в плен, в том числе и жена Кенесары с детьми, впоследствии крещенных и обращенных в крепостных.
От такого удара Кенесары не смог оправиться и сподобился лишь на ведение партизанской войны еще в течении трёх лет, пока в 1847 году на территории современного Кыргызстана не погиб от рук самих же киргизов, оспоривших его власть - складывается впечатление что против хана Кенесары, причинявшего целое десятилетие горе и страдание русским и своим соплеменникам, восстал сам Аллах.
При рассмотрении данного конфликта невольно может возникнуть вопрос: почему сибирские казаки, соответственно оснащенные и вооруженные, целое десятилетие не могли победить отряды отсталых мятежников-кочевников? Существуют два ответа на этот простой вопрос: во первых, царское правительство до поры до времени не придавало большого значения этому восстанию, поскольку в Российской империи существовали более важные внутренние и внешние проблемы, во вторых, согласно свидетельствам перебежчиков из лагеря хана Кенесары, в мятежном войске присутствовали иранские оружейники, различные военные советники из Китая, Коканда, Хивы, и даже Великобритании, которая через Индию и Афганистан снабжала оружием и засылала лазутчиков.
То есть, очередным якобы освободительным движением на территории Российской империи хотели воспользоваться для достижения своих интересов - провоцируя национальную вражду и войну её на тот момент ближние и дальние внешние враги - соперники.