Найти в Дзене

Бенуа и Петергоф. Часть первая.

Как вы уже знаете, родом Я из Петергофа. Многие знают его благодаря дворцово-парковому комплексу Петродворец, что простирается вдоль Финского залива. Петр Великий очень любил эти места. Он был их "создателем". Но и в более поздние времена Петергоф оставался любимцем царей и их приближенных. Одним из знаменитых архитекторов, вынесшим большой вклад в строительство и расширение Петергофа был Николай Леонтьевич Бенуа. Родился он 1 июля 1813 года в Санкт-Петербурге в семье придворного метрдотеля Луи Жюля Бенуа. Отец соответственно был французом, мать же Катарина Группе - немка. Его крёстной матерью была не много не мало сама императрица Мария Фёдоровна! Свой долгий и упорный путь в обучении он начал в Петропавловской немецкой школе (Петершуле). Потом случилось так, что семья лишилась кормильца и была вынуждена обратиться к доброй крестной (прямо, как в сказке))). Император Николай Павлович повелел определить 14-летнего Николая в Академию для изучения архитектуры. В неё, после испытаний, он

Как вы уже знаете, родом Я из Петергофа. Многие знают его благодаря дворцово-парковому комплексу Петродворец, что простирается вдоль Финского залива. Петр Великий очень любил эти места. Он был их "создателем". Но и в более поздние времена Петергоф оставался любимцем царей и их приближенных.

Одним из знаменитых архитекторов, вынесшим большой вклад в строительство и расширение Петергофа был Николай Леонтьевич Бенуа. Родился он 1 июля 1813 года в Санкт-Петербурге в семье придворного метрдотеля Луи Жюля Бенуа. Отец соответственно был французом, мать же Катарина Группе - немка. Его крёстной матерью была не много не мало сама императрица Мария Фёдоровна!

Свой долгий и упорный путь в обучении он начал в Петропавловской немецкой школе (Петершуле). Потом случилось так, что семья лишилась кормильца и была вынуждена обратиться к доброй крестной (прямо, как в сказке))). Император Николай Павлович повелел определить 14-летнего Николая в Академию для изучения архитектуры. В неё, после испытаний, он был зачислен с 1 декабря 1827 г. Хорошая подготовка, пытливый ум и усердие обеспечили ему прекрасную учебу в течение 9 лет! В течении учебы он получил одну большую Серебряную медаль, за проект музея и по окончании заведения одну большую Золотую медаль, за проект здания Училища Правоведения. Представляете, это в 21 год то! Медаль давала право на пенсионерство — содержание на 6-летнюю заграничную поездку. Производство содержания начиналось с момента прибытия в Рим, куда посылали по мере возвращения предыдущих пенсионеров.

В ожидании пенсиона, первое время по окончании Академии, Николай Леонтьевич состоял помощником на постройках своего учителя Х.-Ф. Мейера. Вскоре К. А. Тон, зная Бенуа как отличного рисовальщика, определил его к своим работам (сначала к постройке церкви Введения лейб гвардии Семеновского полка, а затем в Москву — помощником по сооружению Кремлевского дворца и Малого театра).

Фото не моё, из источников в интернете.
Фото не моё, из источников в интернете.

И вот, летом 1840 г. Н. Л. Бенуа уехал заграницу. Его спутниками в поездке были: архитектор М. А. Щурупов и художники пейзажист С. М. Воробьев, жанрист В. И. Штернберг и маринист И. К. Айвазовский.

Каждый день путешествия из-под пера Николая Леонтьевича выходили зарисовки пейзажей, архитектурных деталей и композиций. С большим знтузиазмом начал он изучать стили открывшейся ему в памятниках средневековой Европы. Особенно впечатляли его формы готики, что вскоре сделало Н. Л. Бенуа самым глубоким в России знатоком и переосмыслителем этого стиля. После второго объезда северной Италии Николай с А. Резановым и А Кракау останавливаются в Орвието, где проводят два года в упорных работах по обмеру, со строгим измерением всех деталей главного фасада собора Богоматери. О нем Н. Бенуа писал А. Н. Оленину: «мы признали Орвиетский собор совершеннейшим образцом христианского зодчества XIV века». Кстати ребята не просто занимались замерами, но попутно очистили от пыли и копоти фрески собора. За что в очередной раз заработали не только медаль, но и получили из папской халкографии по огромному, роскошно переплетенному тому гравюр Пиранези!

Вот так он выглядит. Фото из интернета.
Вот так он выглядит. Фото из интернета.

Возвратившись из Орвието перед окончательным отъездом, Бенуа провел два месяца в Риме, изучая собранные материалы. Имел беседу с проезжавшим там императором Николаем I и поразил его глубоким знанием классических образцов и последующих архитектурных стилей.  Затем, получив 200 червонцев от Академии на проезд по Европе, он оставил Италию и, после непродолжительного путешествия, 2 ноября 1846 г., спустя шесть лет, вернулся в Петербург.

По прибытии в отечество Николай был причислен на службу к Кабинету Его Императорского Величества с назначением в течение трех лет содержания, равного пенсионерскому окладу заграницей.

От государя Бенуа получил заказ на проект католического алтаря для выделки из малахита в подарок сардинскому королю. Высочайшему выбору он представил 14 вариантов. Один из них был одобрен Государем и благополучно выполнен на гранильной фабрике в Петергофе. Большой талант и вкус проявил Николай Леонтьевич проектируя, также по поручению государя, бронзовые столы для Эрмитажа, исполненные в прихотливо изящных рокайльных формах (июнь 1847 г.).

Алтарь для выделки малахита и эскиз столов для Эрмитажа. Фото из интернета.
Алтарь для выделки малахита и эскиз столов для Эрмитажа. Фото из интернета.

Вот так стремительно началась карьера молодого, талантливого архитектора, в дальнейшем пожалуй единственного в своё время знатоком готики.

Продолжение следует...