В школе Анна Хопта училась в физико-математическом классе и какое-то время была уверена, что свяжет жизнь с точными науками или юриспруденцией. «Но потом я поду-мала и поняла: какой из меня юрист, если я так люблю рисовать?». Теперь читает книги и запоминает, у кого из героев рыжая борода, а кто — жгучий брюнет. Эти нюансы — одна из главных составляющих в работе иллюстратора.
Живописные и графические работы Анны Хопты находятся в частных коллекциях в России, Франции, Португалии и Германии. Серпуховичи могут увидеть 85 иллюстраций в экспозиции «Придумала и нарисовала Анна Хопта», которая открылась в Музейно-выставочном центре.
фото из личного архива Анны Хопты
Специально для выставки оформлены двенадцать рам с картинками из «Снежной королевы». Анна рассказывает: эту книгу иллюстрировала девять месяцев. Один рисунок занимал неделю кропотливой работы.
— Здорово, когда у зрителей есть возможность увидеть оригиналы иллюстраций. Дело в том, что иллюстрация — особый вид искусства. Обычно те, на кого ориентирована работа, видят не картинку, а ее печать в книжке.
Изображение сканируется и обрабатывается. Хорошо, когда эти процессы проходят качественно, но так бывает не всегда. Мне повезло, я работаю с небольшим московским издательством «Нигма», которое славится тем, что классно печатает книжки, — рассказывает Анна Хопта.
фото из личного архива Анны Хопты
На выставке представлены иллюстрации, нарисованные в диджитал, акварелью, карандашом, гуашью — все многообразие техник. У зрителей есть возможность посмотреть множество картинок, сделанных для разных книг. Каждая из которых нарисована по-своему интересно и неповторимо.
— Если бы я пришла на выставку в роли зрителя, не поверила бы, что это нарисовал один художник. Совершенно сознательно меняю стилистику при работе над каждой книгой. Есть художники, которые находят свой стиль и следуют ему в творчестве. Мне так работать скучно и быстро начинает надоедать.
фото из личного архива Анны Хопты
— На что обратить внимание на выставке, расскажи?
— Например, иллюстрации к «Белой перчатке» стилизовала под английскую живопись. Посетила Эрмитаж, вдохновилась. Картинки имитируют многослойную масляную живопись. Мне интересно работать с такими «фокусами».
«Египетские сказки» — цифровая графика. На иллюстрациях есть «сколы», потертости. Они имитируют египетские барельефы, которым много тысяч лет.
— Даже орнаменты я не копирую. Каждую полосочку прорисовывала вручную. Это дает жизнь иллюстрации. Мне интересно «играть» с мелочами, и не только в отношении египетских сказок. Часто читатели спрашивают: «Это имитация японской гравюры? А я подумала, что настоящая!».Два проекта, представленные на выставке, делались одновременно: «Снежная королева» и «12 пассажиров». Анна признается — это непросто. Мечтает снизить темп, но пока…
— Получается по пять-шесть книг в год. Это очень много. Надеюсь, что в следующем году удастся взять не более трех книг (улыбается — «МК»). Хочется уходить в качество, а не количество.Анна Хопта работает художником-иллюстратором с 2016 года. Сейчас трудится над 35‑й книгой.
фото из личного архива Анны Хопты
— Почему именно иллюстрация?
— Училась во ВГИКе на художника кино. На 4 курсе стало очевидно, что я грущу, когда складываю картинки «в стол». А точнее, это был шкаф в студенческом общежитии. Обучение на художника кино заключается в том, что берется классическое произведение и к нему разрабатывается серия эскизов.
Киноэскизы — картинки, которые призваны навеять настроение, разработать общую визуальную стилистику фильма. Разрабатывали в иллюстрациях героев, интерьеры, в которых они живут. На 6 курсе друг пригласил меня на мероприятие, по окончании которого надо было сделать иллюстрированную книжку. Так все началось.
Иллюстрация — часть творческого опыта. Помимо этого, Анна занимается живописью и преподает. Сейчас иллюстрирует две книги, еще столько же — на очереди.
— Чем вдохновляешься при создании шедевров?
— Стилизация всегда предполагает обращение к источнику. Например, японские сказки. Чтобы нарисовать ногу героя, я смотрю много гравюр — как она изображена там. Вдохновляюсь, потом комбинирую нечто среднестатистическое. Проиллюстрировала эту книгу за два месяца — во время пандемии в 2020‑м. Рекорд! Для 47 картинок — нереальная скорость, практически по одной в день.
фото из личного архива Анны Хопты
Если говорить о внешних источниках вдохновения, люблю классическую музыку. У меня есть авторская книга «Нарисованный оркестр». Полностью вдохновлена классикой и молодежным оркестром. Люблю кино, театр, книги других иллюстраторов. Если совсем что-то «заглохло», открываю их и вдохновляюсь.
Люблю аудиокниги. Если не могу настроиться на работу, включаю «Гарри Поттера» в озвучке Александра Клюквина. По-моему, это идеально!
— Учитывая образование, твою живопись можно назвать академической?
— Я не могу назвать свою живопись академической. У меня эмоциональное отношение к живописи. Хотя мне очень нравится рисовать портреты, натюрморты, пейзажи. Получается некий обмен энергией. Особенно когда пишешь человека, портрет — «разгоняешься об натуру» — это ни с чем не сравнимые ощущения в отличие от иллюстраций!
— Какими качествами должен обладать художник-фрилансер?
— Надо уметь себя организовывать. Я работаю дома и, как любой фрилансер, сталкиваюсь с тем, что пришла кошка и моя работа остановилась (улыбается — «МК»). А если серьезно — любой художник должен постоянно совершенствовать свои навыки. Знаю много талантливых людей, которые сошли с дистанции, поскольку им все давалось легко. Сейчас они не рисуют. Мне всегда приходилось сидеть больше, чем остальным, постигать азы, проявлять упорство. Помимо этого, художник должен тонко чувствовать — тем ярче он сможет рисовать.
В целом у меня хорошие способности к самоорганизации. Даже приходится специально отрываться от работы — для этого завела собаку. Теперь меня выгуливает мой Ламмас.
— Ламмас — наверное, не просто имя?
— Да (улыбается — «МК»)… Это кельтский праздник сбора урожая. Моего щенка я нашла на улице именно в этот день. Звезды сошлись. А еще называю его Маса — отсылка к Японии, поскольку в тот момент начинала работать над иллюстрированием японской книги.
— Прежде чем проиллюстрировать книгу, сколько раз ты ее читаешь?
— Первый раз — как восторженный читатель. Это очень здорово и вдвойне приятно, что читать — тоже часть моей работы. Второй раз перечитываю с прицелом, где буду делать иллюстрации. Если в издательстве есть конкретный макет — уже установленные места для рисунков — намечаю сразу приблизительные эскизы.
Иногда приходится читать в третий раз. В начале своего творческого пути приходилось перечитывать одну и ту же книгу по пять раз. Помню момент, когда прекрасный Стивенсон перестал быть прекрасным, поскольку был уже зачитан до дыр. А так нельзя (улыбается — «МК»).
— В процессе работы смотришь, как оформили книгу другие иллюстраторы?
— Это всегда интересно. Но если проиллюстрирована хорошо — опасно «закопаться» в ощущении, что уже все сделано на отлично и зачем вообще за это браться. Очень часто приходится иллюстрировать книжки, которые раньше были без визуальной составляющей. Вот это полет для фантазии! Например, «12 пассажиров» Г. Х. Андерсена.
— С кем больше всего хотела бы познакомиться из героев книг?
— Не иллюстрировала «Горе от ума», но всю юность сохла по Чацкому. Сейчас я поняла: если знакомиться с кем-то из героев, то только с ним. Без каких-либо ожиданий, просто потому, что очень интересно.
Приоткроем завесу тайны: на экспозиции можно увидеть иллюстрации к книгам Майн Рида, Конан Дойля, сказкам Ганса Христиана Андерсена, повести Софьи Ремез, развороты комикса Марии Коноплястой и не только.
Билет можно приобрести на сайте и в кассах МВЦ. Выставка работает до 8 января.
Анна Хопта — призер международного конкурса «Образ книги» в номинации «Новые имена в книжной иллюстрации» в 2019 году.
Автор: Полина Никитина