Водитель рекомендовал всем пассажирам поесть, т.к. дорога непредсказуемая и неизвестно, где придется заночевать, и когда мы приедем в Самару (по пути городов не встречается, только Нурлат, но до него еще ехать и ехать). Кто хотел – поели. Водители – в обязательном порядке. И двинулись в путь. Пока мы ели буран усиливался. К тому моменту, когда мы выехали на основную трассу, мело уже так, что местами было не видно дороги из-за перемётов. Т.е, были черные прогалы асфальта. Но можно было ориентироваться по обочинам, либо по фарам редких автомобилей, которые двигались нам навстречу. Видимость была ограниченная. Соответственно, ехали мы не быстро (откровенно говоря, медленно). Но в нашей ситуации оно было понятно. Примерно час-полтора ехали, можно сказать, на ощупь. Местами только выглядывали куски асфальта и дорожной разметки. Машин встречных уже практически не было. Несколько раз оказывалось, что мы едем по встречной полосе. Но в условиях, когда встречного потока нет – это не страшно. А страшно то, что мы двигались по встречке в сторону кювета в такие моменты. Второй водитель (который был штурманом) подошел вплотную к лобовому окну и стал говорить своему молодому напарнику- куда ему рулить. Т.е, приступил к обязанностям штурмана. Мне было видно, как у водителя проступили капли пота на лбу не дрова же везет. По разговорам водителей я понимал, что самое опасное нас ждет впереди. Это Аксубаево. Как они говорили – это Богом (и, видимо, Аллахом) забытое место. Главное – проскочить его. А тут как раз и очередной патруль ДПС (ВНЕЗАПНО!) появился на дороге. Из разговоров с нашими водителями я понял, что им настоятельно рекомендовали не ехать дальше, а либо развернуться и ехать назад в Казань, либо остановиться где-то тут по близости и переждать буран. Из Казани автотранспорт уже не выпускали. Водители наши и в этот раз сумели убедить инспекторов, что смогут пробиться и доехать. Нас пропустили, можно сказать, под честное слово. И мы покрались дальше. Иначе не скажешь. Скорость – хорошо, если 15-20 км/ч. А Аксубаево ждало впереди и еще даже не началось. Встречного транспорта как не было, так и нет. Водитель остановился, чтобы просто отдохнуть минут 10-15. Его можно было понять – вести автобус, в котором пусть и 18, но живых душ (в том числе 2 или 3 детей) – это не семечки. Через некоторое время поехали дальше. По отработанной схеме: штурман говорит, куда рулить, а водитель рулит. При этом водитель периодически говорил “Я не вижу, куда ехать. Не вижу, где дорога. Не вижу, асфальта”. На что штурман невозмутимо отвечал “Не бойся. Я вижу. Слушай меня. Прими правее. Так, так… Теперь влево. Вот так. Так и езжай. Держи руль прямо. Я вижу, где мы едем”. У меня, честно говоря, первый раз в жизни был такой опыт. За боковыми окнами едва различались сугробы обочины. Но некоторые из них были явно в форме автомобилей. т.е., это были заметенные машины. В этот момент мне на память пришла песня “так в степи глухой замерзал ямщик”. Я отчетливо себе представил, как где-нибудь в оренбургских степях, ночью, в буран, ямщики сбивались с пути и вязли в сугробах. Лошади тонули в снегу, сани валились набок, согреться было нечем… Степной ветер уносил тепло и развеивал его по округе, замораживая и человека, и животных. Примерно через час такого пути перед водительским окном (и, соответственно, передо мной тоже) было вообще молоко. Т.е., мало того, что было непонятно, где обочина, где дорога. Так и было непонятно вообще, где верх, где низ. Слабым, но утешением было то, что по близости в перерывах между порывами были замечены огни. Стало быть, какая-то деревня рядом. Остановились. Стали коллективно решать – остаемся тут, возле людей или пробуем пробиться дальше. Останавливаться было чревато тем, что стоячий автобус могло замести снегом, либо порывом стащить на обочину, где он мог увязнуть в снегу. Но, с другой стороны – вблизи жилые дома и люди. Решили, что будем пробовать пробиваться дальше. Но как? Перед окном вообще белое пятно сплошное. Свет фар бьет в лучшем случае метров на 5. А сколько предстояло ехать в таких условиях – непонятно. Это, видимо, и было Аксубаево. За руль сел второй водитель (старший и более опытный). А чтобы ему было видно, куда ехать – решили, что мужчины из автобуса будут небольшими группами выходить впереди автобуса и, нащупывая ногами дорогу, идти по ней, указывая собой ориентир для водителя. Так и поехали, сменяя друг друга через несколько минут такого вот “ориентирования на местности”. Ехали со скоростью, не превышающей 3 км/ч. Примерно через час стало видно дорогу и водитель уже не нуждался в услугах поводырей. Ехать стало хоть немного, но веселее. Кое-как, не спеша, добрались до Нурлата. Ближе к Нурлату погодные условия были куда более благоприятными. А уж за ним, когда въехали на территорию Самарской области – вообще никакой метели не было. Стало быть, пробились через непогоду и дальше можно было быть спокойными. Надо ли говорить,что на дороге были мы одни. Появилось ощущение какой-то апокалиптичности – как будто нам удалось уехать, убежать от какого-то катаклизма и позади нас не осталось ничего. Пассажиры вздохнули с облегчением. Думаю, напряжены были все. Стали славить наших водителей, благодарить их за то, что справились с непогодой и не вернулись назад в Казань, и не остановились пережидать на обочине. А дальше уже по спокойной, свободной зимней дороге доехали до Самары
Не забывайте подписываться!
Мой рассказ о поездке в Казань зимой тут: https://captain-kozlov.ru/2016/11/08/kazan-zimoy-den-odin/
А солнечные путешествия тут: https://dzen.ru/travels_kk