Найти тему
Экология ПРАВО

Экомониторинг и контроль: трудности автоматизации

Данная статья выша в 12 выпуске замечательного издания "Экология производства" от декабря 2022 года. https://ecoindustry.info/ecology

О. Е. Дичинская, руководитель отдела экологической безопасности ООО «Научно‑технический центр ‘‘Право’’»

-2

Рассмотрим проблемы, возникающие на предприятиях при организации экологического мониторинга и производственного экологического контроля (ПЭК).

Традиционно экологический мониторинг (в отличие от экологического контроля) относят к сфере деятельно- сти Росгидромета. Поэтому часто задают вопрос: нужно ли его проводить на предприятии?

Согласно определению, экологический мониторинг – научно обоснованная система наблюдения и контроля за процессами формирования компонентов окружающей среды в естественной и техногенно измененной обстановке, предназначенная для управления качеством окружаю- щей среды.

Территориальные органы Росприроднадзора ежегодно формируют перечни объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. В эти перечни попадают не только организации, вносящие существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха, но и небольшие производства, относящиеся

к так называемым жалобным объектам, вне зависимости от того, к какой категории по степени НВОС они относят- ся.

Согласно письму Минприроды России от 20.09.2019

№ 12-47/22755, если предприятия нет в перечне Росприроднадзора, решение о включении в Программу ПЭК ин- формации о наблюдениях за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах принимает сам хозяйствующий субъект.

Таким образом, предприятие обязано отчитываться о мониторинге атмосферного воздуха, если оно включено в специальный перечень Росприроднадзора. Также оно может это делать добровольно.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос об организации непрерывного автоматического контроля на источниках выбросов. Непрерывный производственный экологический мониторинг позволяет эффектив- но следить за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов безопасности в непосредственной близости от предприятия. Рядом с промышленными узла- ми в городской застройке располагаются стационарные посты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха Росгидромета. При необходимости в районы наибольшей загазованности выезжают передвижные лаборатории. Система непрерывного экомониторинга позволяет вовремя определять превышения нормативов.

Экологическим мониторингом в России занимаются Росгидромет, Росприроднадзор, а также МЧС России, которое использует данные экомониторинга. При этом стационарных и передвижных постов Росгидромета недостаточно, чтобы собирать необходимое количество проб воздуха. В связи с этим для реализации экомониторинга приняты важные постановления Правительства РФ:

от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»;

от 13.03.2019 № 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и переда- чи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в госу- дарственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

В перечень Росприроднадзора предприятий, обязанных отчитываться о мониторинге атмосферного воздуха, может попасть объект НВОС любой категории.

Эти документы определяют перечень контролируемых веществ и отрасли промышленности, в которых должны обязательно устанавливаться автоматические системы контроля.

Для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха в про- мышленных центрах проводится эксперимент по квотированию вы- бросов предприятий согласно Федеральному закону от 26.07.2019
№ 195-ФЗ. Первоначальный перечень городов – участников экспе- римента в следующем году будет расширен до 29 (распоряжение Правительства РФ от 07.07.2022 № 1852-р). Квотируемые объекты предусматривается оснащать системами автоматического контроля выбросов.
Чтобы получить точные результаты, системы непрерывного контроля необходимо дорабатывать.

Отдельно отметим, что достаточно часто нарушения пра- вил охраны атмосферного воздуха или превышение установ- ленных для предприятия нормативов происходят на источниках, на которых установлены газоочистные устройства (ГОУ). Причина этого заключается в нерациональной организации контроля за устройством. Проблему можно эффектив- но решать как с помощью непрерывного автоматического контроля, так и при своевременном инструментальном ана- лизе эффективности ГОУ аккредитованной лабораторией.

Иногда трудности возникают из-за недостаточного вни- мания к местам отбора проб.

Сегодня предприятия сообщают о ряде проблем, которые препятствуют внедрению и эффективному использованию автоматических систем контроля промышленных выбросов. Прежде всего для этого требуются значительные вложения, а если у предприятия несколько организованных источников, то затраты многократно увеличиваются.

Эксплуатация автоматических систем контроля про- мышленных выбросов требует высококвалифицированных специалистов (которые на большинстве предприятий отсутствуют), а услуги специализированных компаний часто достаточно затратны.

Не все организованные источники подходят для уста- новки систем контроля. Более того, результаты оказываются достоверными только в том случае, если у предприятия источники в основном организованные; если же нет, необходимо устанавливать дополнительно автоматические посты на территории, а также на границе к ближайшей нормируемой территории.

Таким образом, системы непрерывного контроля, не- смотря на их явную эффективность, все же необходимо дорабатывать. Кроме того, для получения достоверной картины требуется мониторинг атмосферного воздуха на промышленной площадке и ближайших нормируемых территориях.

Еще одна проблема состоит в том, что не налажено взаимодействие между субъектами мониторинга (предприятиями и надзорными органами): отсутствуют каналы шифрования, не отработан механизм административных взысканий, несмотря на появление ст. 8.51 КоАП РФ.

Выводы

Реализация экологического мониторинга на основе расширенной сети постов наблюдения позволит улучшить экологическую обстановку в городах.

На основании данных производственного экологического мониторинга можно прогнозировать состояние окружающей среды в районе расположения предприятия.

В рамках взаимодействия различных структур полученные сведения будут использованы для реализации мер по снижению НВОС, следовательно, снизится административная нагрузка на предприятие и в целом улучшится экологическое состояние про‑ мышленных зон.