Найти тему

Воспоминания о вчерашнем и завтрашнем дне

Оглавление

Даниил Крамер с партнерами пронзительно сыграли «осеннюю песню» Шопена, Чайковского и Джерома Керна

Программа третьего дня XXII Ижевского джазового фестиваля получила резкую стилевую контрастность. Двое фронтменов – пианист Даниил Крамер и вокалистка Мари Карне, которых на бексайде ритмически крепко и безупречно поддерживали контрабасистка Дарья Чернакова и барабанщик Давид Ткебучава, вынесли на сцену джазовое неувядаемое, советскую эстрадную песню, хороший французский шансон и даже фортепианную классику из Шопена и Петра Ильича Чайковского.

Искусство чувствующих натур

В третьем сете IzhJAZZfest’22 музыка чувствующего Фредерика Шопена снова, как будто по словам Пастернака, не искала выгод. Впрочем, как и шедевр всегда переживавшего Петра Ильича Чайковского с его «Осенней песней» из фортепианного цикла «Времена года». Впрочем, как и хит Yesterdays («Вчерашние дни») из мюзикла 1933 года Roberta от потрясающего голливудского и бродвейского мелодиста Джерома Керна.

За всем этим искусством звуков чуткое ухо, острое социальное зрение и тонкое предчувствие слушателей могли расслышать и разглядеть ощущения не только вчерашнего и нынешнего, но и завтрашнего дня. Может быть, тревожные, а может быть обнадеживающие. Напомнив заодно, что прежние времена в своих сольных номерах народный артист России и лауреат престижной Европейской премии имени Густава Малера Даниил Крамер нередко исполнял одну из самых известных лиричных и эмпатичных композиций «Воспоминания о завтрашнем дне» – Memories of Tomorrow. От нашего современника пианиста и композитора Кита Джарретта, который взошел на джазовый Олимп вместе с Херби Хэнкоком, Маккоем Тайнером и Чиком Кориа.

Трудолюбие с поцелуем Бога для титанов

Надо сказать, что на днях вокруг фигуры Чика Кориа, а вернее вокруг его музыки возникла любопытная сюжетная перекличка – между IzhJAZZfest’22 и очередным фестивалем «Национальная коллекция» в городе на Неве.

Напомним, что 23 ноября в столице Удмуртии в день открытия XXII Ижевского джазового фестиваля отец и сын Беккеры вместе с концертным оркестром «Арсенал-Бэнд» устроили музыкальное приношение Чику Кориа. А 24 ноября на сцене Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» Всероссийский молодежный оркестр национальных инструментов «Терема» под управлением маэстро Андрея Долгова (в октябре в Ижевске классно продирижировал сезонный дебют нашего оркестрового коллектива «Золотая мелодия») в программе Electro Folk из расписания феста «Национальная коллекция» саккомпанировал Даниилу Крамеру, исполнившему фрагмент фортепианного концерта… Чика Кориа.

– Идея сыграть это произведение принадлежала известному питерскому продюсеру Инге Кутянской. Затем замечательный молодой дирижер, музыкант и аранжировщик Андрей Долгов сделал транскрипцию одной из частей концерта Чика Кориа и я сыграл её в Санкт-Петербурге, – пояснил Даниил Борисович, попробовав высказать свою версию в ответ на вопрос от Удмуртской филармонии о природных причинах почти одномоментного восхождения на тот самый джазовый Олимп в конце 60-х-начале 70-х годов не только Энтони Армандо «Чика» Кориа, но и Маккоя Тайнера, Хэрби Хенкока и Кита Джарретта. – Настоящую причину этих явлений, наверное, не назовет никто. Как нельзя ответить на вопрос, почему раньше у нас в стране одновременно творили Шостакович и Прокофьев, а сейчас нет композиторов близких к ним по масштабу?! Как нельзя ответить на вопрос о том, что предопределило появление в России поэзии Серебряного века в начале ХХ столетия, а в начале XXI-го века этого не произошло?! Скорее всего, это счастливые случаи в периодах, когда всплески сменяются упадками и в возникающих всплесках появлений гениев и титанов не обходится без поцелуев Бога. Прекрасно понимаю, что в обретении своего великого имени Чику Кориа, Хэрби Хенкоку, Маккою Тайнеру и Киту Джарретту помогли Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. При этом не менее четко я осознаю то, что никакая помощь извне не стала бы решающей без того самого «божественного поцелуя точно по адресу» и исключительного трудолюбия этих музыкантов. Причем поцелуй природы должен быть очень крепким, – Даниил Крамер завершил размышление на предложенную тему.

Слезы в глазах и надежды на счастье

Заметная утомленность маэстро после двух эмоционально энергоёмких концертов и авиаперелета между Санкт-Петербургом и Ижевском диктовала филармоническому обозревателю задать собеседнику еще один – заключительный – интерес.

– Сценический ход в начале второго отделения концерта на IzhJAZZfest’22 с переходом от музыки Шопена к Чайковскому и к Джерому Керну получился пронзительным откровением. Это стало отражением ваших актуальных переживаний и мыслей?

– Да, сейчас это всё у меня на душе, потому что в теперешней нашей жизни очень много невеселого, – кивнул в ответ Даниил Крамер и в достаточно длинной паузе задумался. – Должен сказать, что джаз ведь очень странная шутка со специфичным творческим мышлением. Однажды в программе «Нескучная классика» Сати Спиваковой на телеканале «Культура» мы обсуждали тему «ревущих» 20-х годов ХХ же столетия. В тот момент в мире проявлялись резкие социальные и экономические контрасты, когда большинство европейских стран с болью и кровью «отхаркивали» Первую мировую войну, а в Америке расцветал радостный джаз. Тогда за океаном никто не думал о рецессии или о наступавшей Великой депрессии и джаз никоим образом не отвечал на эти все жизненные вызовы, ситуации, по-своему реагируя на них. И эта специфика частично сохранилась в джазе до сих пор. Меня на раз спрашивают сегодня: «Количество ваших концертов это что – пир во время чумы?» Не обсуждая вопрос о том, кто прав или виноват, я вспоминаю фразу британского писателя, драматурга и общественного деятеля Ричарда Шеридана о том, что «на войне есть только одна правда – на ней убивают…» Но я не только джазмен. Я еще и классик. Потому вся моя классическая натура не может не отвечать на то, что происходит вокруг. Отвечать отражением реальности, как это всегда делали классики! При этом моя джазовая природа говорит о том, что даже очень грустную и печальную реальность можно воспринимать так, чтобы улыбаться в лицо горю. Что, в сущности, джазмены делали раньше и делают сейчас. И та эмоционально-психологическая двойственность, которая ощущается сейчас в концертах, подтверждает то, что, несмотря на все тягости и сложности нашей жизни, человек не может обходиться без счастливых и радостных мгновений. И даже в самом великом горе человеку необходимо давать надежду на счастье, надежду на завтрашний день, а от того, что в горе мы дадим одно горе, масштаб этих горестных переживаний не уменьшится. Хорошая классическая и джазовая музыка обладают уникальной объединительной способностью, и если мы хотим помочь человеку выйти из депрессии, сделать так, чтобы ему снова захотелось жить, то в своих концертах артистам нужно давать людям эти ощущения счастья. Но и не отражать в них реальности наших дней нам тоже нельзя. Вот поэтому во время концертов в моих глазах иногда появляются слезы. Как они появились в концерте в Ижевске, когда мы играли музыку Шопена, Чайковского и Джерома Керна…

Интервью провел Александр Поскребышев