Найти в Дзене
Alyona Verden. Поговорим...

Непотопляемый кэп. Капитан "Баралонга" Годфри Герберт - его называли Иона

Оглавление

Правила крейсерской войны

7 мая 1915 года, неподалёку от берегов Ирландии, немецкая подводная лодка U-20 торпедировала пассажирский лайнер "Лузитания." Корабль затонул за 18 минут, вместе с ним погибло 1198 человек из 1960 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту. Мир был шокирован, общественность - потрясена таким нарушением правил крейсерской войны, а капитан U-20 Вальтер Швигер даже выговора не получил. Выговор он получит только в следующем году, после того, как потопит ещё один пассажирский пароход, и одновременно - высшую военную награду Германии, за то, что тоннаж утопленных им кораблей превысит 190 000 тонн. 

"Лузитания"
"Лузитания"

Это был не единственный случай, когда немецкие подводники нарушали вышеупомянутые правила, но именно гибель "Лузитании" настроила против Германии весь мир. Особенно возмущались нейтральные США, ведь на "Лузитании" было много американцев. Также широко распространено мнение, что британские капитаны получили негласный приказ "топить без пощады" в отношении немецких подводных лодок. Ну и что же это за правила такие?

Собственно, некоторое понятие о правилах крейсерской войны появилось ещё в 17 веке. Позже эти правила были признаны официально всеми морскими державами в Парижской конвенции 1856 года, и в двадцатом веке - Лондонской декларацией о законах морской войны 1909 года. Согласно этим правилам, вооружённый корабль мог атаковать невооружённое гражданское судно в следующих случаях:

– Если это судно не реагирует на сигналы и не останавливается для досмотра;

– В случае, если это судно перевозит военные грузы.

Во втором случае капитан вооружённого корабля был обязан обеспечить безопасность пассажиров и команды гражданского судна. Именно так действовал командир U-17 Йоханнес цур Зее, утопивший первый британский корабль в Первой мировой войне - "Глитра" была остановлена, досмотрена, после чего экипажу приказали сесть в шлюпки, корабль утопили, а шлюпки отбуксировали к берегу. Однако Швигер поступил иначе, хотя на борту "Лузитании" шлюпок было достаточно для спасения всех людей, находившихся на борту, но из-за сильного крена после попадания первой торпеды, спустить удалось лишь шесть шлюпок - остальные перевернулись. Впоследствии же подводники всех стран перестали соблюдать правила крейсера - по той простой причине, что взять на борт экипаж захваченного судна не имели возможности, а буксировка шлюпок в безопасный порт была слишком рискованной для самой подводной лодки.

 Q-тип и инцидент с "Баралонгом"

Годфри Герберт командовал британским кораблём "Баралонг." Изначально это был грузовой пароход, однако, в связи с военным положением, "Баралонг" реквизировали и переоборудовали в корабль Q-типа, охотник за субмаринами. Вот как можно поймать в море подлодку? Проще всего - на "живца." Так и появились суда, подобные "Баралонгу", на них устанавливали мощное скрытое вооружение (обычно пушки маскировали щитами, которые можно было быстро убрать), ходили они под флагами нейтральных стран и выглядели достаточно беззащитными, чтобы спровоцировать субмарину на атаку из надводного положения для экономии торпед (на немецких субмаринах Первой мировой торпед было всего шесть). Даже при торпедировании корабль Q-типа мог уцелеть, грузили такие корабли легкими породами дерева. Если удавалось выманить подлодку на поверхность - команда корабля-ловушки дожидалась открытия люка рубки, и только потом маскировка сбрасывалась и поднимался британский флаг. Приписаны эти корабли были к ирландскому порту Куинстаун (Queenstown, поэтому и Q-тип), и, разумеется, проект был секретным.

"Баралонг"
"Баралонг"

19 августа 1915 года радиорубка "Баралонга" приняла сигнал SOS от лайнера "Арабик" - он был торпедирован субмариной U-24 и затонул через десять минут. Погибли 44 человека. К месту этой трагедии "Баралонг" прибыть вовремя не успел - но спустя несколько часов был принят ещё один сигнал, от парохода "Никозиан", остановленного субмариной U-27. Капитан-лейтенант Бернард Вегенер действовал по правилам, отправив на борт "Никозиана" досмотровую команду. После того, как немцы убедились, что "Никозиан" перевозит мулов и снаряжение для британской армии, команде было предложено покинуть корабль на шлюпках, после чего он будет потоплен орудийным огнём. Откуда Вегенеру было знать, что к "Никозиану" полным ходом идёт "Баралонг", а его команда пылает жаждой мести… Впрочем, и при появлении "Баралонга" немцы не особо встревожились, корабль шёл под американским флагом и подавал сигналы, что намерен принять на борт команду "Никозиана." U-27 прекратила расстреливать "Никозиан", повернула, и пошла наперерез "Баралонгу." "Никозиан" оказался между подлодкой и кораблём-охотником - и когда немцы снова увидели "Баралонг", орудия были готовы к бою, а британский флаг - поднят. Три трехдюймовые морские пушки выпустили около тридцати снарядов - и U-27 пошла ко дну.

-3

Несколько человек успели спрыгнуть за борт и поплыли к "Никозиану" - но команда "Баралонга" взялась за винтовки и плывущих немцев стали расстреливать прямо в воде. Четверо смогли подняться по талям на борт парохода и спрятаться в трюмах, но это им не слишком помогло, Герберт отправил на "Никозиан" абордажную команду с приказом расстрелять всех обнаруженных немцев - что и было проделано. Из команды U-27 не выжил ни один человек. Это может показаться чересчур жестоким, но, по-видимому, и Герберт и моряки с "Баралонга" считали, что именно эта субмарина торпедировала "Арабик."

Орудия "Баралонга"
Орудия "Баралонга"

Естественно, немцы попытались обвинить Годфри Герберта в военном преступлении и убийстве, потребовав "справедливого суда." Англичане, в принципе, не возражали, но только если одновременно с Гербертом перед судом предстанут капитаны U-20 и U-24. На том дело и заглохло, а кайзер Вильгельм посоветовал кайзеркрингсмарине немного умереть прыть и не нападать на пассажирские лайнеры. Говорят, Тирпиц был в ярости и едва не подал в отставку.

Иона

А это прозвище Годфри Герберт заслужил ещё до того, как перешёл из подводного флота в надводный. Знаете, как в песне поётся:

– Раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул…

Годфри Герберт тонул в общей сложности пять раз, причём исключительно на подводных лодках.

В первый раз это случилось с ним в 1905 году, когда подводная лодка А-4, на которой он служил, затонула во время эксперимента по установлению подводной связи. Тогда спаслись все члены экипажа.

В 1914 году Герберт командовал подводной лодкой D-5 и третьего ноября его корабль подорвался на мине. В этот раз погибли 19 членов экипажа.

И в декабре того же года, испытывая французскую подводную лодку "Архимед" с паровым двигателем, Годфри опять едва не угодил в очередную катастрофу - во время шторма лодка получила серьёзные повреждения и экипажу пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть её в порт.

В 1916 году Годфри Герберт был назначен на должность командира подлодки Е-22 и принял участие в эксперименте по транспортировке гидросамолетов в подводном положении. Эксперимент проводился 24 апреля - а 25 апреля Е-22 получила торпеду от немецкой субмарины U-18. Спаслись всего три человека - и Герберт был в их числе.

В последний раз Годфри Герберт командовал подлодкой К-13, в то время всё ещё пытались построить паровую подводную лодку, причём достаточно большую, своеобразный гибрид субмарины и эсминца. Как обычно, получился плохой эсминец и скверная подводная лодка. Из 18 построенных субмарин класса "К" ни одна не была потеряна в бою, зато шесть пошли на дно в результате различных аварий. К-13 не стала исключением, при первом же погружении подлодка легла на грунт и не смогла всплыть. Спасательная операция продолжалась 57 часов, из 80 человек экипажа спасти удалось только 49. Годфри и на этот раз удалось выжить, и, видимо решив - "не моё", он окончательно покинул подводный флот, перейдя в надводный. И не прогадал, пережив две мировые войны (во время Второй мировой он ненадолго вернулся во флот), Годфри Герберт умер в Родезии в возрасте 77 лет, отцом двух дочерей и управляющим сразу трёх торговых компаний.