Найти тему
Анна Бердникова

Как предотвратить детскую истерику?

Причин детской истерики не так много, часть из них можно предвидеть и предотвращать. Лучше всего это удается маме, когда она может рассчитывать на помощь окружающих.

Из рабочего процесса:

У меня двое детей - 2 и 4 года. Младший еще очень плохо говорит, но у него непростой характер - если он чего решил, то будет настаивать вплоть до истерики. Детские крики и истерики достали меня больше всего. Как с ними справиться? Как научить детей другому поведению?

С Вами почти безотрывно двое очень маленьких детей. На какую помощь близких Вы можете рассчитывать? Даже, если помощники не появятся по мановению волшебной палочки, каталог собственных ресурсов может быть чрезвычайно полезен в Вашей ситуации.

Есть ли сейчас у детей какие-либо формы занятости, когда они взаимодействуют друг с другом или заняты каким-то общим процессом, давая Вам хотя бы 15-минутную передышку?

Благодаря чему это ему удается: мама рядом, привычная обстановка, взрослые ведут себя определенным образом… каким? Что говорят и делают взрослые, оказавшиеся рядом в особо эффективных, когда истерика предотвращена, ситуациях? На какую интонацию, какие слова и жесты ребенок реагирует оптимальным образом? А еще? Что еще дома помогает ребенку оставаться спокойным?

Составьте список таких условий. Например, когда ребенок начинает кукситься, я подхожу к нему со спины, обнимаю за плечи и ласковым шепотом говорю: «Тш-ш-ш, давай посмотрим, что здесь можно сделать, как горюшку твоему помочь».

Ребенок успокаивается, и с ним уже можно вести конструктивный диалог. Или, когда ребенок начинает капризничать, хныкать, я говорю «волшебную» фразу:

Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!

Ребенок отвечает, что он не Танечка, и его внимание переключается, он успокаивается. Из таких записей может получиться целая инструкция по обращению с конкретным ребенком. Пусть первоначально оказываются включены все способы прекращения (предотвращения) истерики, имевшие эффект даже однократно. Затем можно будет выбрать наиболее эффективные и пользоваться ими. Важно помнить, что имеет смысл начинать действовать сразу же, как только возникнет неприемлемое, «хнычущее» поведение ребенка. Предотвратить или остановить скандал гораздо проще в начале пути, чем когда он в разгаре – ребенок идет вразнос, взрослый кипит от негодования!

Ребенок растет и постепенно учится применять кодовые фразы, помогающие успокоиться, самостоятельно. Для устранения истерики бывает важно понять, что лежит в ее основе. Если ребенок устал, голоден или приболел, не место и не время педагогическим экспериментам: необходимо как можно скорее удовлетворить нужды ребенка, избегая каких-либо, сколь угодно мелких провокаций.

Если ребенок впадает в истерику от отчаяния: он пытается удовлетворить какую-либо потребность, но не знает, как это сделать приемлемым путем, натыкается на педагогическую твердость взрослого, считающего, что найти этот путь ребенок должен сам. В этой ситуации ребенку необходима поддержка и подсказки, где же он, этот самый путь. Например, первоклассник бьется над задачей: одно решение неверно, другое, третье… От четвертого ребенок отказывается с криками и сбрасыванием учебников со стола.

Если ребенок истерикой требует внимания от взрослого, важно показать малышу, как выбирать время и место для общения, ввести правила, в рамках которых в определенный момент маму/папу трогать можно, а в другой – нельзя. Дети легко и быстро усваивают короткие и емкие правила, эффективно учатся ими оперировать.

Правила значительно упрощают жизнь ребенка, делают ее стабильной и предсказуемой, это добавляет спокойствия всем участникам ситуации, способной перетечь в истерику. Существует ряд условий, когда лучше не пробовать разобраться с истериками самостоятельно, а искать помощи у специалистов:
1. Ребенок во время истерики причиняет физический ущерб себе и/или окружающим.
2. Истерики происходят часто (пять и более раз в день).
3. Истерика может происходить где угодно, ребенок не обращает внимания на условия, в которых находится, они для него совсем не важны как сдерживающий фактор.
4. Когда истерика – только малая часть имеющихся проблем в поведении ребенка.
5. Когда в семье есть и другие члены семьи, склонные к достижению своих целей через истерику.

Расскажите, какие шаги Вы предпринимаете, чтобы справиться с собственными эмоциями? Что из предпринятого Вами имеет наибольшую эффективность? Такая памятка для себя поможет быстрее брать себя в руки в критически-истерических ситуациях.