В 1 туре группового этапа Чемпионата Мира по футболу 2022 года швейцарский нападающий Брель Эмболо после забитого мяча в ворота сборной Камеруна поднял руки вверх и не стал праздновать гол, который в итоге принес его национальной команде победу. Отказ от празднования был знаком уважения стране, в которой родился сам футболист, и где до сих пор живет его отец.
Эмболо - один из 136 футболистов-мигрантов, отправившихся в Катар, что выступают за сборную страны, в которой они не родились. А большинство подобных игроков являются представителями африканских команд. Марокко - самый яркий пример. Ведь это единственная команда на турнире, у которой 15 из 26 игроков, то есть более половины, родились в других странах.
И это не новая тенденция. Например, Эйсебио, легендарный футболист португальской сборной и лучший бомбардир Мундиаля 1966 года, родился в Мозамбике. Или Мирослав Клозе, рекордсмен по количеству голов на Чемпионатах Мира (16) в составе сборной Германии, родился в Польше. Но на Кубке Мира 2022 года приехал рекордный за все время процент (а именно 16%) футболистов-мигрантов.
Что об этом думает ФИФА
ФИФА, как руководящий орган мирового футбола, пересмотрела свои правила определения футбольного гражданства в 2020 году, настаивая на том, что игроки должны иметь “подлинную связь” с национальными командами. Основными критериями стали: место рождения, натурализация по месту жительства или место рождения бабушки и дедушки.
Главная цель таких правил - прекратить случаи, когда футбольные ассоциации ищут и просто «покупают» игроков, которые не имеют отношения к их странам. Известным примером была попытка Катара привлечь трех бразильских игроков в 2004 году, обещая выплатить за получение гражданства по 1 миллиону долларов. Речь шла об игроках, выступавших в Бундеслиге, нападающем Айлтоне из «Вердера» и двух братьях из «Боруссии Дортмунд» Деде и Леандро.
Однако ФИФА сорвала данный план, поэтому Катар выбрал другой путь подготовки кадров для национальной сборной. Они набирали перспективных подростков из различных бедных арабских и африканских стран, а потом отправляли их в специально созданную академию в Дохе. Также федерация футбола Катара раздавала гражданства легионерам, которые долгое время выступали в местных клубах. Поэтому неудивительно, что в составе сборной Катара на ЧМ-2022 оказалось 10 игроков иностранного происхождения из восьми разных стран. Правда это им все равно не помогло успешно выступить.
Африканские команды набирают в сборные футболистов из Европы
У Сенегала, Туниса и Камеруна почти столько же игроков из других стран, как и Катара. Но есть разница. В составах всех трех сборных на Чемпионате Мира много уроженцев Франции, чьей колонией они когда-то были. Их граждане говорят по-французски, и у них прочные культурные и торговые связи с этой европейской страной. Поэтому естественно, что люди из Сенегала, Туниса и Камеруна часто мигрируют во Францию и именно там заводят семьи.
Во Франции и других европейских странах, таких как Бельгия и Нидерланды, есть хорошие футбольные академии и сильные профессиональные клубы, которых часто не хватает в Африке. В итоге дети африканских мигрантов проходят через такую структуру и добиваются хороших результатов. Однако конкуренция уже на уровне национальных команд высокая, поэтому футболисты обращаются к своим корням и выбирают соответствующую сборную. Хотя есть и исключения, как, например, этнический нигериец Букайо Сака, который выступает за Англию, и представитель Сьерра-Леоне Антонио Рюдигер, родившийся в Германии и выступающий за сборную этого государства.
И африканские команды ничуть не стесняются привлекать футболистов, которые являются детьми мигрантов. Перед самым Чемпионатом Мира в Катаре федерация футбола Ганы уговорила 28-летнего игрока «Атлетик Бильбао» Иньяки Уильямса присоединиться к сборной этого представителя Африки. В тоже время его 20-летний младший брат Нико был вызван в сборную Испании и сыграл в итоге во всех 4-х матчах турнира. Гана уже делала нечто подобное с братьями Боатенгами в 2010 году.
И так получается, что 42% из 130 игроков сборных, представляющих Африку в Катаре, родились за пределами континента, и в основном во Франции. Из 59 игроков французского происхождения на этом Чемпионате Мира более половины представляют африканские команды. В то время, как правительства стран с «черного континента» хотят ослабить колониальное влияние Франции, импорт футбольных талантов только увеличивается с каждым годом.
Отпечаток африканского континента на европейских и американских сборных
Является ли Африка источником большинства игроков иностранного происхождения в европейских командах? И нет, и да. Ведь в сборной Франции всего 2 игрока из 26, которые родились за пределами страны. Хотя в общей сложности 15 футболистов этой национальной команды являются детьми африканских мигрантов. Аналогичная картина характерна для других европейских команд и сборных Северной Америки. У Голландии и США нет игроков, родившихся в Африки. Но есть этнические африканцы. Например, Тимоти Веа, американский нападающий, сын президента Либерии и легендарного футболиста Джорджа Веа, родился в Нью-Йорке.
Тем не менее, Европа ощутила на себе сильный отпечаток африканской миграции. Француз Килиан Мбаппе, один из лучших бомбардиров турнира и претендент на звание лучшего игрока, родился в камерунской семье, как и его товарищ по команде Орельен Тчуамени. Коди Гакпо, еще один из лучших игроков текущего Мундиаля, представляющий Нидерланды, родился в тоголезской семье. Самый молодой игрок Кубка Мира, 18-летний Юссуфа Мукоко, играет за Германию, но родился в Камеруне.
А канадцы, например, навсегда запомнят, что их первый гол на Чемпионате Мира в истории был забит Альфонсо Дэвисом, 22-летним футболистом, родившимся в семье либерийских мигрантов в лагере для беженцев в Гане.
Если понравилась статья, то можете поставить лайк и подписаться на канал, если еще не подписаны.