Писатель Илья Эренбург приводит в своих воспоминаниях такой интересный факт. Когда при встрече в Париже нарком Луначарский поинтересовался у Пикассо, почему тот не пишет понятных народу картин, Пикассо в ответ спросил у Луначарского, как его обучали чтению в школе. "Сначала буквы: А-а, Б-б,потом слова: А - азбука" - привел примеры Луначарский. "А как вас учили понимать живопись?" - спросил Пикассо. "Никак..." - сконфузился нарком.
Сила воздействия художественного произведения, будь то музыка или картина, зависит от душевного состояния автора, композитора или художника и умения кодировать и передавать свое состояние через искусство. Почему она хорошая - данная музыка, литература или живопись, подскажет вам ваша душа своим волнением и трепетом переживания при восприятии произведения.
Вспомним последнюю работу Ван-Гога - "Вороны над пшеничным полем". Картина странная, написана несколько небрежно. Музыкальным языком - мрачный, "грязный" (из диссонансов) музыкальный аккорд. Но хватает и погружает в свое состояние обреченности на неминуемую гибель и того что видно и того, кто видит. Напоминает эмоциональным излучением диссонансные аккорды Джими Хендрикса. Теоретически - неправильные, практически - слушаются очень интересно и волнующе. Также хватают и погружают в себя лучшая музыка и лучшие песни, например, Yesterday. Встречаясь с такими вещами слушатель не может оставаться безучастным и равнодушным . Это - как гипноз. Есть люди, которые не поддаются такому гипнозу. Невежды в искусстве. Повсеместно распространено неразвитое детское восприятие, основанное на субъективном ощущении: "нравится или не нравится". Понравиться или нет музыка может в зависимости от случайной бытовой ситуации. Например, совпадет с сиюминутным настроением слушателя кусочком текста или настроением. Так, случайно, может понравиться даже Стас Пьеха, фигура в музыкальном искусстве посторонняя, за исключением его родственной связи с выдающейся эстрадной артисткой Эдитой Пьехой. Сознанию образованного слушателя доступно неизмеримо большее количество тонких параметров восприятия произведения, нежели яркий костюм, брутальный образ, сексапильная фигура или родственная связь.
Хорошую музыку теоретически не объяснить, зато почувствовать можно. Как вы объясните, какими аргументами, что "Rock`round a`Clock" от Bill Haley, "Paranoid" от Black Sabbath, "Глория" от Vivaldi и "Лунная соната" от Бетховена - все это хорошая музыка. Внимание к интуиции и интонации! Интонация не обманывает. Искренность и волнение души обладают паранормальной способностью проходить сквозь форму проникая в слушателя. Вокал Джона Леннона или Фредди Меркьюри волнует больше чем техничное пение Димаша Худайбергенова, не правда ли? В интонации искренность и душа, что важнее и выше техники. Первое и важнейшее условие восприятия - считывание духовного посыла произведения. В параде костюмов Киркорова и прыжках Милохина с Басковым духовного посыла нету. Знатока радуют оригинальное свежее звучание, интересные приемы композиции неожиданные оттенки тембра, своеобразная атмосфера произведения, затейливая структура, ритмика, индивидуальные яркие особенности исполнителя, техника и качество исполнения и записи. Порою даже в сырой, не обработанной искусно композиции, можно услышать красивую и ценную саму по себе музыкальную тему. Особенно сильна эта составляющая в песнях, основанных на фольклорных мотивах. Просто чудо: несколько сочетаний нот и тембров и мы уже чувствуем своеобычный характер целого этноса (Frida, первый сольник на шведском, Mike Oldfield, поздний Ritchie Blackmore).
Звучащая хорошая музыка словно рисует картины, создает душевные состояния и слушатель растворяется в них. Скарлатти - Неаполь, ржание лошадей и скрип телег, уличная толпа, Барток - деревушки центральной Европы и венгерские крестьяне. Рояль Ференца Листа порой звучит как целый оркестр. Когда Шопена спросили, каким словом можно охарактеризовать основное настроение его музыки, он ответил: "Жаль..." Наконец, сверхгений Паганини - когда воспринимаешь подобную музыку, вдохновение приходит само собой, как и при восприятии Beatles.
Существует два способа восприятия музыки: интеллектуальный и эмоциональный. Музыка помогает раскрыть потаенную сторону души. Чаще всего люди слушают себя, собственные ощущения: в кайф или не в кайф то что звучит. Я слушаю и пытаюсь понять, что хотел сказать автор и старается передать исполнитель. Такому анализу подвластен любой материал: от рок`н`ролла до классики и фольклора. Потом уже идет осмысление оркестровки (аранжировки), техника вокала, инструменталистов. техника записи и т.д. У каждого выдающегося композитора или исполнителя есть свое, присущее лишь ему одном звучание, будь то Дебюсси или Брамс, Гайдн или Бетховен, Вагнер или Штраус, точно также у каждой выдающейся группы есть свое, индивидуальное, неповторимое звучание: Beatles, Creedence, Deep Purple, ELP - все имеют уникальный звук узнаваемый в первые же секунды звучания.
Ах, Музыка! На волне музыки мне дано отключая ум уплывать в море эмоций, вызываемых звуками. Бродить в музыке, как в зачарованном лесу, радоваться и тревожиться, жить полной душою. Всякое творчество хорошо и удивительно в свою эпоху. Культура преобразовывала мир - архитектурой, театром, школами изобразительных искусств: импрессионизмом, абстракционизмом, модернизмом, наконец, рок-н-роллом, искусство удивляло. Это прошло. Насчет востребованности культуры, литературы в особенности, все сегодняшние творцы опоздали лет на тридцать. Этого не будет никогда более. Пластическое искусство достигло расцвета в античности, и разлагается с тех пор. Никто не может продолжить традиции.
Изобразительное искусство пережило Ренессанс, родило импрессионизм, абстракционизм, модернизм и разлагается с тех пор. Никто не может продолжить традиции.
Иконопись достигла апогея в 14-15 веках и развитие не продлевается. Никто не может продолжить традиции.
Литература набирала высоту до 20 века, почти прекратив развитие в 21 веке. Никто не может продолжить традиции.
Современная музыка закончила существовать, как искусство, в 20-м веке. Пришло время компьютерного бита, для которого не придумали нового слова, и продолжают ошибочно употреблять старое слово - "музыка".
То,что эпоха той культуры ушла, и не хорошо, и не плохо - это просто факт. Чем дальше это великое креативное время: 60-е,70-е и 80-е, и чем безобразнее новый компьютерный бит, заменивший индивидуальное, личное творчество (даже слово "песня" начинает забываться, молодежь предпочитает слово "трек"), тем с большим восхищением и изумлением посмотрим, какими горами творческого великолепия и талантов возвышаются в истории наши золотые 60-70-80-е.
Никто не вернет рок-ролл, он остался в своем, двадцатом веке, про который продолжается рассказ.