Да-да, псевдоисторический эпик режиссёра Гибсона у нас вышел аккурат на видеокассетах и с ещё гнусавым переводом. Да-да, юные друзья и подруги, горюющие насчёт, например, неувиденного прям щас «Бэтмена», мы порой видели новинки года через 1,5. На дворе стояли лихие и святые девяностые, чё. В 1996-97-ом, когда лента про шотландцев добралась до нас, кинотеатры только готовились вернуться. На экранах крутили откровенный шлак, а новинки попадали к нам через пиратов.
История Уильяма Уоллеса, рассказанная всему свету с размахом и пафосом стала одной из последних легенд видаков, разделяя это призовое место с «Криком», «От заката до рассвета», «Исполнителем желаний» и даже «Спауном». К примеру «Карты, деньги, два ствола», «Бойцовский клуб» и «Догму» уже можно было кое-где глянуть в кинотеатрах, что, само собой, нивелировало легендарность уникального просмотра на каком-нито «Шиваки» или «Шарпе».
Зашёл ли у нас грустный рассказ о борьбе отважных горцев, носивших юбки, с злокозненными англичашками? О, да, мазафака, зашло на всю катушку. Странно, если бы оказалось иначе, фильмец Гибсона обладает всеми показателями всенародной любви, судите сами, ведь тут в наличии имеется всё необходимое, как-то:
Мужественно-брутальные персонажи, носящие юбки, а под ними, как ни странно, мужские половые признаки, персонажи, рвущие на груди тельник и с криком «За ВДВ» (убрано цензурой), размахивающие ковырялко-убивалками, превозмогающие прокаченных вражин, рвущихся в бой за-ради крохотной свободолюбивой родины и готовые героически умереть за неё.
Прекрасно-благородные героини, причём, после уничтожения той самой любви Уоллеса Гибсон пустил в ход поистине убойное оружие своего времени – молодую, притягательную, великолепную, сногсшибательную и просто очаровательнейшую Софи Марсо, прекрасную, как весенний сон.
Красиво сделанные бои с поединками, спустя десятилетия вызывающие разрыв пукан… (убрано цензурой) шаблонов у реконструкторов, упоротых историков и диванных критиков, созданных за-ради того самого пафоса и не более, но отлично смотрящиеся и сейчас. А если уж говорить о повестке в виде рекрутированных цвето-расово верных эльфов или CG взамен массовке ради экономии бабла – то смотрящиеся просто бесподобно.
Харизматичные негодяи и подонки, включая, в первую очередь, одного из английских королей по имени Эдуард, в данном случае Длинноногого. И, само собой до кучи всяких мелких пакостных англичашек и шотландских предателей.
Чумовые виды Шотландии, её поля, горы, перелески¸ реки, речушки, ручьи и просто небольшие романтичные болотца.
Костюмированная и доспешная часть, наверняка не особо историчная, но того не ставшая менее приятная взглядам с восприятием у зрителей.
И, конечно же, «фридом» на всю катушку!
Продукт, выпущенный Гибсоном, принёс нам всем первое широкое знакомство с великолепным Глисоном, впоследствии не просто ставшим одним из самых востребованных актёров мирового синематографа, но и продуманным батькой, затаскивающим и задвигающим своих отпрысков повсюду, включая поттериану и «Звездные войны».
Продукт, созданный Гибсоном, оказался фильмом на все времена и, спустя четверть века, воспринимается как с долей ностальгии, так и с не проходящим ощущением кино, сделанного правильно даже там, где нарушена историчность, кино, не кормящим зрителей современными требованиями с трендами, впихнутыми повсюду куда там злобной цензуре тоталитарного Совка, что так любят поминать что процветавшие в СССР творцы, что молодёжь, если и заставшая Союз, то качестве посетителей его системы детских садов или школ.
Продукт, снятый Гибсоном, явно проживёт долгую жизнь, оставшись в мировой культуре где-то на уровне «Броненосца «Потёмкин» или «Александра Невского» Эйзенштейна. Такое случается и, как ни странно, произошло со стандартным, казалось бы. Пустьи масштабным, полотном режиссёра Мела Гибсона.
Оттакие дела.