Мэрия Новосибирска должна пополнить автопарк для надлежащего содержания улиц и проезжих частей на 650 специализированных машин. Это постановление Центрального районного суда областного центра. Иск подавала прокуратура. Сейчас, по данным городского департамента дорожного хозяйства, со снегом и наледью борются 359 машин. В автопарке их больше, но свыше 90 – на ремонте. То есть, пятая часть работать не в состоянии, а степень износа имеющейся техники оценивают в 86 %.
В 2021 году приобрели 21 новую машину. Таким темпами понадобится 30 с лишним лет, чтобы приобрести необходимое количество техники. И это при условии, что имеющаяся останется в строю и не будет списана в утиль. Возможно, именно такая тенденция и заставила вмешаться прокуратуру. Но проблеме уделяют внимание и на федеральном уровне.
«Хочу обратить внимание на организацию в городах своевременной уборки от снега, наледи с домов, дворов крыш. Прошу совместно с мэрами городов совместно организовать эту работу и проконтролировать качество исполнения. Люди от нас ждут внимательного отношения к элементарным человеческим потребностям», - заявил полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев на недавнем селекторном совещании.
Для удовлетворения этих потребностей не хватает семи с лишним миллиардов рублей. Причём в ценах 2022 года.
Какие варианты исполнения судебного решения есть у мэрии? Текст резолюции пока не опубликован, поэтому как именно сформулировано требование, неизвестно. А от этого многое зависит. Например, мэрию обяжут купить 600 с лишним машин в течение определённого срока. Контролировать это будут судебные приставы. Не уложились – тогда штраф и даже уголовная ответственность. На срок до двух лет.
Возможен другой вариант, говорят юристы. Например, просто пропишут, что необходимо, говоря языком официальных документов, привести количество снегоуборочной техники в соответствие нормативам.
«Мэрия просто примет долгосрочную программу, направленную на приобретение необходимого количества техники. И, вполне возможно, что эта программа будет рассчитанная не на один год, а на два, а то и три-четыре. И тогда уже привлечь к ответственности мэрию будет невозможно», – пояснил юрист Константин Зиновьев.
Также существует кадровый вопрос. Если 600 с лишним новых машин все-таки купили, где взять столько водителей? Вопрос не праздный. В конце ноября в дорожном департаменте заявили, что ждут на сезонную работу освободившихся после уборочной кампании трактористов и комбайнеров из сёл. То есть, быстро набрать в штат несколько сотен водителей специализированной дорожной техники – задача даже для большого Новосибирска крайне трудная.
Ну и наконец, переходя от вариантов исполнения решения суда к сегодняшним реалиям. Известно, что на 2023 год в городской бюджет на приобретение новой уборочной техники для дорожников деньги заложены. Планируют купить 30 машин. Означает ли это, что даже вмешательство прокуратуры и суда ситуацию не изменит? Конечно, нет. То, что бюджет сформирован, еще ни о чем не говорит. Например, из юридической практики известно, что в казне всегда находят деньги на штрафы, если мэрия проигрывает суды. Также есть резервный фонд городского бюджета.
В любом случае вмешательство надзорных органов и судебной власти в ситуацию с уборкой дорог в городе результат даст. Как бы ни было сформулировано требование, уже его наличие и обращение полпреда Сибирского округа – это сигнал, который навряд ли смогут проигнорировать.