Все конфликты и споры из-за денег или вплотную связаны с ними. Соответственно, все начинания и намерения, ведущие к таким спорам и конфликтам, имеют цель - извлечение прибыли (денег).
Зачастую интернет-пользователям предлагают онлайн-курсы (программы) заработка, основанные на «вхождение в энергетические потоки», «распознание предназначения», «визуализацию намерений», «построение мышления миллионера», «поднятие кармы», «управления сознанием» и другие.
Безусловно, спрос рождает предложение…
Однако, бывает так, что онлайн-курсы (программы), организованные исполнителями, не всегда соответствуют качеству.
С учетом законодательства, онлайн-курс (программа) представляет собой услугу, оказанную в дистанционной форме, от которой можно отказаться потребителю в любое время (отказ от договора).
Между тем, исполнители зачастую указывают в предложенных к заключению договорах (соглашениях), что услуги считаются оказанными с момента предоставления доступа потребителю к обучающим материалам. При этом, заявлять потребителю отказ от договора после фактического оказания услуги, - недопустимо.
Тех, кто продают информационные продукты без практической ценности, общепринято называть, - «инфоцыганами».
Как только покупатель оплачивает курс, в силу ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ, договор по приобретению онлайн-курса считается заключенным.
Кроме того, подтверждением заключения договора может являться переписка сторон договорных правоотношений, что закреплено в ч. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ.
«Обезвреживаем» бесполезные «навязанные» программы…
В случае, если доступ предоставлен и обнаружены недостатки, то возможно потребовать у исполнителя устранить такие недостатки или уменьшить стоимость онлайн-курса (программы).
В случае, если обнаруженные недостатки существенны, то можно полностью отказаться от обучения и вернуть деньги.
При этом, если фиксировать приближенно к законодательному определению понятия «существенный недостаток», то к существенным недостаткам относятся таковые, которые являются неустранимые или которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другой подобные недостатки.
Вместе с тем, недопустимо утверждать, что онлайн-курс попросту не понравился и/или не подошел. Важно объяснить, почему курс некачественный и доказать существенность имеющихся недостатков, что зачастую может вызывать сложности и одному потребителю, без юридической помощи сделать достаточно сложно.
Но, если все-таки по каким-то причинам вернуть деньги за некачественно оказанный онлайн-курс (программу) не вышло, то допустимо обратиться с жалобой в антимонопольный орган о привлечении исполнителя к административной ответственности в виду предоставления недостоверной информации в рекламе.
При этом, как закрепил в своем Постановлении №58 от 08.10.2012 ВАС РФ, реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
Также, если онлайн-курс имеет признаки образовательной программы и отвечает критериям образовательной деятельности, то допустимо привлечение исполнителя к административной ответственности в случае отсутствия у него лицензии на образовательную деятельность.
Следует отметить, что образовательной считается деятельность по реализации образовательных программ в системе образования (пункт 9 статьи 2, пункты 1 и 7 статьи 10, пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрено привлечение к административной ответственности.
Чтобы выбрать полезные онлайн-курсы, необходимо тщательно ознакомиться с предложением исполнителя (офертой), имеющимися отзывами потребителей (реальных покупателей) и еще до оплаты онлайн-курса запросить документы, из которых будет следовать программа обучения, уровень и образование преподавателя(ей), график занятий, количество и продолжительность консультаций (лекций).