Найти в Дзене
заработок

Ваша «СберКарта» потемнела? Не пугайтесь, это хороший знак Аниме Семён Костин 27.09.2019 «Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн

Оглавление

Аниме

«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го 

К финалу сезона рассказываем всё, что стоит знать про сериал

Слушать в приложении

Ежегодно выходит множество экранизаций сёнэн-манги (комиксы, ориентированные подростков), однако лишь немногим удаётся заслужить мировое признание. Но вот в успехе аниме по манге Кёхару Готогэ Kimetsu no Yaiba («Клинок, рассекающий демонов») в Японии вряд ли кто-то сомневался. Оригинал уже второй год не покидает топы продаж японских книжных магазинов и не раз попадал в тренды Твиттера. Весной 2019 года общее количество проданных печатных копий превысило шесть миллионов.

Экранизацию Kimetsu no Yaiba можно посоветовать даже тем, кто не любит сёнэны. В ней авторы постарались обойти или немного сгладить жанровые штампы, сделать историю мрачной и жестокой — при этом не растеряв юмора. А ещё это просто один из самых красивых аниме-сериалов этого года. Разбираем мангу, её экранизацию, достоинства и основные проблемы.

О манге и сюжете

Творческий путь Кёхару Готогэ очень похож на тот, что прошла мангака Кайю Сирай. Обе молодые женщины, обе издавались в журнале Shonen Jump, начинали с коротких историй и прославились благодаря своей первой длинной серии.

Если успех Готогэ принёс Kimetsu no Yaiba, то у Сирай сейчас выходит сёнэн The Promised Neverland («Обещанный Неверлэнд»). И та, и другая манга рассказывают о борьбе с демонами. Объединяет их и то, что обе работы получили в этом году аниме-экранизации (второй сезон The Promised Neverland уже анонсирован на 2020 год). Впрочем, на этом все сходства и заканчиваются.

Обложки манги

События «Клинка» происходят в Японии эпохи Тайсё (1912-1926). Главный герой — подросток Тандзиро Камадо, который живёт на горе в типичной японской глубинке. Отец давно умер, поэтому в семье он за главного. Тандзиро делит одну крышу вместе с тремя братьями, двумя сёстрами и матерью. Зарабатывает семья изготовлением и продажей древесного угля. Сам Тандзиро время от времени спускается в деревню, где продаёт уголь и помогает местным жителям за скромную плату.

В один из зимних дней Тандзиро до позднего вечера задержался в деревне. На обратном пути он встретил знакомого старичка Сабуро, который порекомендовал парню остаться у него на ночь, ведь после захода солнца в лесу бродят демоны. Эти мифические создания нападают на людей, пьют их кровь и пожирают плоть. Тандзиро никогда не верил в сверхъестественное, но он очень устал, поэтому всё-таки решил остаться у старика на ночь. Парень и не подозревал, что эта случайная встреча спасла ему жизнь.

По возвращению домой он увидел, что вся его семья жестоко растерзана демонами. Единственная выжившая — сестра Нэдзуко, которая потеряла много крови и обратилась в монстра. Она хоть и заражена демонической кровью, но каким-то чудом сохранила некоторую часть человеческого рассудка. В голодном порыве Нэдзуко напала на брата, но в битву родственников вмешался охотник на демонов Гию Томиока.

После этой судьбоносной встречи и знакомства с мастером боевых искусств Сакондзи Урокодаки, Тандзиро решает стать убийцей демонов, отомстить за смерть близких и вернуть сестре человеческий облик. В своих путешествиях он найдет новых друзей и познакомится с другими охотниками на демонов.

Манга ещё не закончена и вряд ли мы увидим концовку в ближайшее время. В целом, если внимательно изучить развитие сюжета во всех томах и официальные комментарии в журнале Shonen Jump, то есть некоторые предпосылки к тому, что история ушла дальше середины и вот вот начнётся (или уже началась) финальная сюжетная арка.

Так что Kimetsu no Yaiba — это не тот сёнэн, который будут издавать на протяжении нескольких десятилетий. Если вы боитесь истории масштаба Naruto, Hunter x Hunter, One Piece или Bleach, то можете не беспокоиться — скорее всего, мангу закончат примерно через полтора-два года. По объёмам произведение можно сравнить с Fullmetal Alchemist или Shingeki no Kyojin (официально закончится в 2020-м).

Конечно, жанровые штампы никуда не исчезли. В Kimetsu no Yaiba есть тренировки, превозмогания, редкие «рояли в кустах» и традиционная формула сёнэна с большим пантеоном злодеев и главным демоном, которого нужно уничтожить (а до этого победить остальных демонов). Если взять прочие классические темы жанра, то на месте ожидаемо: поиск друзей, самоотверженность, духовный рост и путь к мечте.

При этом автор будто бы намеренно хочет уйти от «заезженных» приёмов. В манге и экранизации история подаётся равномерно, без филлерных глав (дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом) или ненужных сюжетных арок. Готогэ почти не распыляется на длинные пафосные диалоги, битвы в Kimetsu no Yaiba скоротечны, а количество флешбэков сведено до минимума.

Несмотря на это, мангу немного сложно читать где-то до шестого, а то и до восьмого тома (всего их пока 19). И тут экранизация очень кстати: её авторы не только дотошно перенесли все сюжетные события первых шести томов, но также значительно улучшили историю, дизайн и эстетику оригинального произведения. Это тот редкий случай, когда адаптация слегка обесценила первоисточник. По крайней мере — его начало.

В чём экранизация немного лучше манги

Кёхару Готогэ — успешная, но всё ещё начинающая мангака. В Shonen Jump она рисует всего пять лет, а на постоянной основе — только с 2016 года. О недостатке опыта у автора говорят первые тома Kimetsu no Yaiba.

За прошедшие годы стиль Готогэ изменился в лучшую сторону, однако в самом начале её рисунок имел довольно минимальную детализацию. Персонажам порой не хватало деталей, пропорции были расплывчаты, а фоны во многих фреймах либо отсутствовали (белый или чёрный фон), либо представляли собой что-то схематичное. С другой стороны, в неряшливом рисунке был свой шарм, а за развитием авторского стиля всегда интересно наблюдать.

Дизайн персонажей в манге и аниме

Но главная проблема манги совсем не в этом. В ранних томах темп и размеренность повествования сильно хромали. Сюжет развивался стремительно, сражения редко длились больше трёх глав и были небрежно нарисованы. Слабо чувствовалась напряжённость и драматизм, а окружающий мир выглядел просто поверхностно.

Если бы не электричество, упоминание эпохи и эпизодическое появление автомобиля и трамвая в первых шести томах, то сложно было бы определить, в какой период времени разворачивается история. Кажется, что в какой момент автор и вовсе забыла про эпоху. Конечно, со временем Готогэ исправилась, но в ранних томах эту проблему видно.

Примеры не лучшего рисунка

В манге тренировка у мастера Урокодаки завершились быстро, без ощутимого чувства прогрессии. Герой чуть ли не моментально стал охотником на демонов, хотя ещё недавно он не держал в руках меч и совсем не умел драться. В экранизации тренировкам отвели две напряженных серии, в которых зритель всей душой болеет за Тандзиро и понимает непростую ситуацию, в которую тот попал. В аниме есть ощущение пройденного времени — тренировка заняла около года, — есть чувство роста и развития героя.

Анимационной студии ufotable пришлось многое корректировать. В индустрии такое случается крайне редко, часто экранизация сокращает или неточно адаптирует первоисточник, но бывают исключения, и Kimetsu no Yaiba — одно из них. Тут можно вспомнить другие удачные примеры — это сериалы Planetes и Made in Abyss. Экранизации не хуже первоисточника, а новые дополнительные сцены и сюжетные линии органично вписались в сюжет. Нет ощущения скомканности или недосказанности, мир кажется более цельным и убедительным.

Так и здесь. Студия ufotable экранизировала самую спорную часть манги и улучшила её в каждом аспекте. При этом создатели остались верны первоисточнику и адаптировали многие сцены с покадровой дотошностью.