Икона Святителя Николая, монастырь Ставроникита
Чтимая икона в монастыре Григориат
Акведук, построенный в монастыре Ставроникита в ХVII веке молдавским воеводой Стефаном Кантакузиным
Есть на Афоне маленький монастырек Ставроникита. Настолько он мал, что паломнику мало надежды на ночлег в нем. Правда, если, если паломник примечательный и время года подходящее могут оставить. На моей памяти учащимся духовных училищей, молодым людям предлагали переночевать. Вероятно, предполагали в них в будущем возможных монахов. из объективного, можно сказать, что в монастыре самый маленький на Афоне собор, посвященный святителю Николаю. Архондарик, соответственно, тоже маловат. Как сообщал русский исследователь А.Н.Муравьев, причиной этому "было обретение древней мозаичной иконы святителя Николая, к которой чудным образом приросла перламутровая раковина. Рыбаки в присутствии патриарха ( прим. Иеремии I) извлекли чудотворную икону эту из глубины морской и когда стали отдирать раковину, показалась как бы кровь на лике святителя. Патриарх сделал из одной половины раковины малое блюдо, на котором возносят часть просфоры Богородичной, а из другой панагию, которой патриарх Иеремия II благословил нашего первосвятителя Иова; она доселе хранится в патриаршей Московской ризнице: так свято перешли к нам и соблюдаются предания священной старины греческой". Видя это чудо, патриарх решил основать обитель во имя Святителя Николая. Монастырь был воздвигнут в 1553 году. Чудотворная икона была поставлена в соборе при колонне левого клироса и известна под именем Стридис (устрица). На это месте в древности был монастырь во имя святого Иоанна Предтечи, но был разграблен и разрушен арабами. Патриарх решил воссоздать монастырь и таким образом получил подсказку. Патриарх Иеремия II, бывший в России в царствование Феодора Иоанновича и участвовавший в поставлении первого русского патриарха, получил от царя щедрую благодарность и благодаря ей монастырь был полностью восстановлен. Монастырю и в дальнейшем оказывалась помощь из России. Как пишет один русский исследователь: "Здесь характерно и поразительно с самого начала, что отношения к России запечатлелись у афонских отцов более в архивах, чем в библиотеках., более в связках официальной переписки, чем в свитках и пергаментах исторического содержания. Имена древнерусских царей, жертвовавших на Афон, грамоты русских царей и цариц, позволяющие святогорским монахам сбор подаяний по всей России и устройство часовен и подворий в Москве и других городах,книги сборщиков с бесчисленными записями пожертвованных денег, - вот, что бережно хранят афонцы и вот, что преимущественно они помнят и знают о России. Узнать нас ближе, интимнее, сердечно узнать нас, кажется, не находилось охотников на Афоне, и в монастырских рукописных сборниках сохранились лишь крайне обрывочные и ничтожные сведения о нашей, столь благотворившей им родине". Какие верные слова! Остается только добавить, что хорошо, если они еще хранят эти переписки, а то как бы не попытались изгладить из памяти всякое воспоминание о русской помощи. От себя добавлю, что это весьма вероятно. Во-второй половине XIX века в обители стали поселяться русские монахи. Одним из самых известных из них был малороссийский монах Исайя, сделавший немалые сборы в России и устроивший придел в монастыре.
В книге П. Троицкого "Русские афонские монахи" приводится случай с участием насельников Андреевского скита, который изложили сами старцы монастыря в письме к Н.П. Игнатьеву: «Конечно, не ускользнуло от вашего внимания и то, что в просьбе к Государю Императору между прочим упоминается о всегдашней преданности греков к русскому народу. Однако ж, несмотря на такое торжественное заявление, недавно (в октябре месяце) случилось здесь на Афоне не лишенная интереса историйка такого рода. Носились здесь слухи и ранее о неких предприятиях серайцев[1], но как-то глухо. При отъезде же отсюда бывшего здесь экзархом епископа Ларисского Дорофея[2] слухи эти проповедались уже и на кровлех. Именно: епископ Дорофей при прощании своем с Протатом здешним между прочими беседами, обычно бываемыми при таких случаях, остановил вскоре прощающихся с ним внимание на следующем: Получил я, – сказал он торжественно, – из Константинополя невеселое и тревожное известие, то, что ставроникитцы продают свой монастырь серайцам. По этому поводу я вам (Протату) разрешаю по расследовании дела поступить так: всех ставроникитцев, начиная с первого до последнего, изгнать из монастыря и отправить в ссылку, как предателей оного, монастырь же самый запереть на замок, а ключ отправить в Патриархию. <…> В существе же дело здесь заключается в следующем. Монастырь Ставроникитский по конфискации имений монастырских в княжествах пришел в крайнюю бедность, а к этому еще назад тому лет шесть пожар испепелил чуть не полмонастыря. Поэтому теперь Ставроникита буквально не в состоянии поддержать сам себя. Ставроникитцы толковали с серайцами. Но не о продаже монастыря (это вещь невозможная), а о том, чтобы серайцы поспособствовали ввести в монастырь Ставроникитский русских для совместного жительства вместе с греками, с целию, чтобы таким образом поддержать монастырь. На каких условиях могло бы быть это сожительство русских с греками в Ставрониките, никому не известно. Но в Евангелии замечается, что если кто пожелает создать столп, то он должен прежде сочислить свое состояние, будет ли иметь возможность создать этот столп. Так и серайцы поступили. Они рассчитали свое состояние и увидели, что они не будут в силах создать затеваемого столпа, а поэтому и оставили о нем помышление»[3].
Мысль о продаже монастыря Ставроникита возникала и в более позднее время: «Обремененный долгами монастырь Ставроникита не случайно являлся предметом особого беспокойства греческого консула: в 1880-е годы, в разгар спора русских монахов Ильинского скита с Пантократорским монастырем, представитель Пантелеимонова монастыря в Карее Нафанаил разрабатывал план покупки монастыря у греков и поселения в нем в качестве игумена вместе с ильинцами. Проект остался неосуществленным из-за смерти Нафанаила»[4].
Надо отметить, что монастырь этот древний, хотя история его создания точно неизвестна. По одной из версий, первого игумена монастырязвали Никифор Ставроникита, и монастырь будто бы известен с X века, но посвящен святому Иоанну Предтече, и разрушен пиратами. После описанного выше чуда, монастырь был воздвигнут в 1553 году, достроен с помощью русских и собор был освящен во имя Святителя Николая, память которого чтится во всем православном мире, а на Афоне два монастыря празднуют 19\6 декабря панигиры (главные монастырские праздники). Это монастырь Григориат и монастырь Ставроникита.
[1] Серай (тур.: дворец) – прозвание Андреевского скита.
[2] Епископ Дорофей Схоларий был предшественником Вселенского Патриарха Иоакима IV на Ларисской кафедре. Славился ученостью: для пользования греческой серии патрологии Миня составил «Ключ». Своевольно покинул кафедру и удалился в Грецию.
[3]Письмо архимандрита Герасима, оо. Иеронима и Макария Н.П. Игнатьеву от 3 ноября 1873 г.
[4] А.И. Нелидов — Н.П. Шишкину. 10 апреля 1890 г. АВПРИ. Ф. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 3218. Лл. 86-89об.