Найти тему
Открытый Город

Ямасита Рин. "Наша иконописица Ирина Петровна"

В отделе русского изобразительного искусства Эрмитажа есть одна необычная икона - «Воскресение Христово», на оборотной стороне которой изображён токийский собор Воскресения Христова. Икона кисти Ямаситы Рин была написана в 1891 году в Токио. Спустя годы после Октябрьской революции её нашли в запасниках Эрмитажа среди личных вещей императора Николая II. В конце своего путешествия по Японии он получил икону в подарок.

«Воскресение Христово». Ямасита Рин , 1891.
«Воскресение Христово». Ямасита Рин , 1891.

«Наша иконописица Ирина Петровна» - называл её святитель Николай, основавший Русскую духовную миссию в Японии. Имя Ирина девушка получила при крещении. В историю она вошла как первая японская иконописица. Для Ямаситы Рин путь этот не был простым.

Ямасита Рин, 1857 - 1939
Ямасита Рин, 1857 - 1939

Итак, Япония, вторая половина XIX столетия. В закрытой для влияния извне островной стране начинается борьба за это влияние. В том числе на миссионерском поприще.

Архимандрит Николай (Касаткин), упомянутый выше, очень много сил вложил для того, чтобы православие стало частью жизни японцев. Он проникся этой страной и её людьми, бережно относился к их собственной традиции и их миропониманию. С большой ответственностью подходил к переводу церковных текстов на японский, привлекал к делу японцев. Так, например, «Господи, помилуй» по-японски стало звучать «Щу аверемео», где «Щу» - господин, а аверемео - слово, которое обычно употреблялось в моменты, когда мать жалеет своё дитя.

        Архимандрит Николай (Касаткин), 1836 - 1912
Архимандрит Николай (Касаткин), 1836 - 1912

В 1879 году святитель прибывает в Петербург, дабы принять сан епископа. В этот приезд он решал вопросы, связанные со строительством православных храмов в Японии. В одном из кварталов Японии было выбрано место для строительства главного православного храма в Японии – храма «Воскресения Христова».

Токийский Воскресенский Собор (фото из общего доступа)
Токийский Воскресенский Собор (фото из общего доступа)

Нужны были иконы для иконостасов. К тому моменту прославились работы иконописец художественной мастерской Новодевичьего Воскресенского монастыря. Мастерскую возглавляли сестры Аполлония и Феофания. Там и был сделан заказ. Но главным итогом знакомства стала договоренность о том, что в мастерскую поступит японская художница для обучения. Хорошие мастера необходимы были на месте.

Воскресенский Новодевичий женский монастырь
Воскресенский Новодевичий женский монастырь

Ямасита Рин стала той самой художницей, которая отправилась в далекое путешествие. Она была одаренной девушкой, не так давно принявшей православие. Родилась она в далекой провинции в семье самурая. Стать художницей был её осознанный выбор, за которой пришлось побороться с традиционными общественными устоями. Но открытые двери и возможности были, если их найти. Девушка училась в художественной школе при технологическом колледже в Японии. Она владела традиционными японскими техниками, изучала европейское искусство – и это было её большой страстью. Повлиял на формирование её интересов в творчестве один из преподавателей, итальянец Антонио Фонтанези. В Академии изящных искусств «Альбертина», что в Турине, он возглавлял кафедру пейзажной живописи.

Возможность поехать в Санкт-Петербург Ямасита Рин восприняла с большим воодушевлением, ведь Петербург, как ей казалось, гораздо ближе к Италии, чем Япония. К тому же, задание она получила от святителя Николая, авторитетной для нее фигуры. В столице Российской Империи ей предстояло провести 5 лет. Путешествие длилось долгих три месяца: Ямасите Рин видела Индийский океан, Суэцкий канал, Константинополь и его Софийский собор.

Девушка вела подробный отчет в своем дневнике. Поначалу Петербург она описывала восторженно. Но сложилось всё не так, как предполагалось в начале.

-6

На момент прибытия в Петербург девушке было 23 года. Она плохо владела русским языком, что создавало трудности в общении, в разрешении спорных ситуаций, навевало чувство одиночества.

Климат кардинально отличался от привычного ей, и она часто болела. Строгие посты усугубляли её состояние. Главной причиной нездоровья была эмоциональная подавленность, ведь в Петербург она ехала, будучи завороженной христианской живописью классической школы, более близкой к светской. А в России вторая половина XIX века – время возвращения к истокам: к традициям иконописи греческого образца, какой она была в Древней Руси. Абсолютно незнакомая техника, вместо масляных красок – краски на яичном желтке, строгий канон. Японской девушке была непонятна сложная символика, да и в православии она была не так долго. Древние каноны исходи из того, что невозможно в реальных чертах передать образ несоизмеримо высшей сущности. В дневнике Ямасито Рин остались записи, где она зовёт иконы «чёрными картинками», «картинкой с привидениями». На его страницах появлялось короткое: «Хочу рисовать» Хочу рисовать!». Или просто – «Мне плохо». Рядом не оказалось человека, способного помочь ей приблизиться к иконописи, преподаваемой в школе при мастерской монастыря.

-7

Раз в месяц в мастерской появлялся с консультациями Ф.И. Иордан – известный русский гравер, член нескольких европейских Академий художеств. Он был человеком верующим. Преклонный возраст не помешал ему принять приглашение поучаствовать в образовательной деятельности монастыря. Ямасите Рин он оказывал поддержку и расположение. Фёдор Иванович, будучи хранителем эстампов и оригинальных рисунков в Эрмитаже, показал ей дорогу в эту сокровищницу искусства. Всё своё свободное время она проводила в Эрмитаже, вдохновляясь шедеврами европейской живописи. Она даже получила разрешение на создание списков. Когда были деньги, девушка брала извозчика. Когда нет – проделывала огромный путь пешком. Сёстры, руководившие мастерской, были не в восторге от её увлечения, считали, что оно мешает её обучению. В конце концов Ямасите Рин запретили появляться в Эрмитаже.

-8

С благословения святителя Николая Ямасита Рин вернулась на родину спустя два года.

Уже оттуда она выслала благодарственное письмо сестрам Аполлонии и Феофании с «много- много поклон».

Картины и иконы Ямаситы Рин хранятся во многих храмах и музеях Японии. Она стала и помощницей известного русского придворного иконописца В. Пошехонова, вызванного из России для оформления храма в честь Воскресения Христова в Токио.

Токийский Воскресенский Собор
Токийский Воскресенский Собор

Русско-Японская война, а затем Октябрьская революция и падение империи стали испытанием для русской православной церкви в Японии. Ямасита Рин последние двадцать лет своей жизни прожила в родном городе, вне церкви и живописи. Равноапостольный Николай первоиерарх японской церкви был причислен к лику святых 31 марта 1970 года, спустя шестьдесят лет после его кончины. Память святителя Николая Японского чтят 16 февраля.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал. Наш проект "Открытый город" - бесплатные экскурсии, лекции, квесты.

Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу