"В старые времена злодеи носили усы и пинали собак. Аудитория сегодня умнее. Люди не хотят, чтобы злодей был утрированным персонажем с лицом, освещенным зеленым светом рампы. Им нужен обычный человек с недостатками".
— Альфред Хичкок
Персонаж делает что-то злое, жестокое или подлое без видимой выгоды для себя, потому что автор хочет продемонстрировать его злодейскую сущность, чтобы у аудитории не осталось к нему симпатий.
Слова Уильяма Каупера показывают, почему этот прием работает: “Я бы не стал включать в список друзей человека, хотя и наделенного изысканными манерами и тонким чутьем, но лишенного чувствительности, который без необходимости наступает на червя”. Другими словами, жестокий поступок, каким бы тривиальным он ни был, выявляет жестокую сущность человека. И наоборот, автор может показать, как персонаж проявляет доброту просто так, чтобы продемонстрировать, какой он хороший человек и что за него стоит болеть. Оба приема помогают аудитории эмоционально погрузиться в историю.
Это действие отличается от других злых или жестоких поступков персонажа тем, что оно ничем не мотивировано. Оно ничего не дает персонажу и не продвигает сюжет. Единственная причина существования этого нарративного элемента заключается в том, чтобы поместить одного или нескольких персонажей по другую сторону Правила сопереживания.
Пнуть собаку можно и словесно. Определенная фраза способна шокировать аудиторию и вызвать у нее отвращение. Если это произнесено в присутствии героя, он может озвучить мысли аудитории и сказать злодею: "Ты сумасшедший!"
Излишне говорить, что этот прием может быть использован без участия фактической собаки. Подойдет любое действие или заявление, которое показывает подлость персонажа или его злодейскую суть. Например, босс, требующий, чтобы работник пришел на работу во время Рождества, в то время как ребенок этого работника находится в больнице, или прохожий, крадущий тарелку с монетами у слепого нищего, или жестокое избиение Драконом героя или одного из его верных товарищей. Политически некорректный злодей может пнуть собаку, проявив беспричинный расизм, сексизм, гомофобию или какую-то комбинацию таких черт. Если событие происходит за кадром, в прошлом, персонаж может с теплотой вспомнить этот инцидент, и становится ясно, что он не испытывает никаких угрызений совести. Бинго, миссия выполнена.
Однако, если от жестокости страдает животное, чаще всего это именно собака: отчасти из-за ее подразумеваемой слепой преданности, отчасти из-за традиции. Возможно, когда жертвой становится кошка, это еще больше шокирует. В конце концов, даже плохие парни любят кошек. Итак, если Боб изо всех сил старается навредить подобному существу, он, должно быть, действительно чудовище.
Этот прием часто используется в жанре ужасов, в шоу "Монстр недели", часто для того, чтобы подготовить жертву-подлеца к кармическому воздаянию. В антологиях этот троп встречается довольно часто, поскольку авторам приходится очень быстро создавать злодеев, ведь у них есть только один эпизод, чтобы рассказать законченную историю. Это можно разыграть таким образом, что этот жестокий поступок станет причиной падения персонажа. По крайней мере, вы будете знать, кто проиграет в конце. Противоположность Карме Гудини.
В мультфильмах тот, кто поступает подобным образом, может подвергнуться законному преследованию со стороны Багза Банни, Даффи Дака или братьев Уорнер и их сестры Дот. Однако такой тролль, как Чокнутая Белка, не будет ждать так долго.
Один из вариантов происхождения названия тропа — это вестерны, где трое бандитов въезжали в город, при этом один из них стрелял в шерифа, другой — в помощника шерифа, а третий, чтобы показать, что он тоже плохой парень, пинал собаку.
Если момент, когда персонаж пинает собаку, является ужасным, жестоким или достойным презрения, и аудитория теряет к нему всякую симпатию, тогда он пересек моральный горизонт событий (если раньше уже не находился за его чертой). Если собака, о которой идет речь, — это питомец персонажа, и он обнаруживает, что быть злым — отстой, значит, он пнул морального питомца и, возможно, успеет избежать перехода на темную сторону. Иногда, если карма работает в пользу собаки, ей удается посмеяться напоследок. В еще более редких случаях, после длительных издевательств собака может взбунтоваться против Великого зла ради своих собственных амбиций, потому что пытки ожесточают.
Конечно, суть этого тропа не только в жестоком акте; речь также идет о невиновности жертвы, ведь она не сделала ничего, что оправдывало бы жестокое обращение. Если жертва не так уж невинна и вызывает отвращение, жестокий поступок может вызвать у аудитории сочувствие к злодею или антигерою.
Злодей пинает собаку без какой-либо практической причины. Метапричиной является демонстрация темной стороны того, кто это делает. Если преступник совершает подобный поступок, потому что он заботится о своей жертве и хочет как-то помочь ей, он жесток во имя добра; иногда у персонажа нет выбора, и он делает то, что необходимо сделать, и пытается застрелить собаку.
Этот прием часто используется для того, чтобы персонаж не воспринимался аудиторией как назначенный злодей. Эти тропы, как правило, возникают, когда из-за того, что персонаж плохо прописан, он вызывает у зрителей большую симпатию, чем предполагалось. Поскольку сценаристы не могут воздать такому злодею по заслугам, если он слишком нравится зрителям, и они готовы встать на его сторону в каком-то вопросе, эффективный прием "Пнуть собаку" может заставить их потерять сочувствие и дать автору возможность наказать персонажа. Однако это может иметь неприятные последствия, поскольку зрители могут решить, что злодей прав и что сценаристы насильно выставляют его в плохом свете, заставляя его беспричинно пинать собак, вместо того, чтобы серьезно рассмотреть его доводы.
Противопоставьте тропу "Погладить собаку" (попытка доказать, что вы хороший) и "Усыновить собаку" (переход от нейтрального к хорошему).
Подписывайтесь чтобы не пропустить новые подборки и статьи. Поставленные лайки ускоряют и улучшают напрямую выпускаемый контент.
Поддержать проект можно по этим ссылкам: