Найти тему

Где покоятся сокровища, награбленные пиратами-казаками?

Оглавление
Казаки — это лихие люди, бежавшие от крепостного произвола из России и Польши, которые самоорганизовались в военные атаманства. Помимо прочего их войска сражались с турками и татарами, овладевшими узкой полосой земли вдоль побережья Черного моря.
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги "Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги".

Где покоятся сокровища, награбленные пиратами-казаками? Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги. Глава 27. Андрей Кудин

Почему Османская империя не могла обеспечить защиту торгового флота и городов черноморского побережья

В XIV веке пиратская казачья флотилия разграбила несметные богатства сотен церквей и монастырей, расположенных на западном берегу Черного моря близ богатых христианских городов Варна, Калиакра, Несебр, Поморие, Бургас, Созополь и Ахтопол. После набегов пиратские корабли, под завязку груженые золотыми и серебряными сосудами и монетами, взяли курс домой, в Северное Причерноморье. Но в пути, где-то между Несебром и мысом Эмине, разрушительный шторм отправил разбойничью эскадру на дно. И до сих пор неизвестно, где покоятся награбленные богатства. Десятки историков и сотни охотников за подводными кладами, руководствуясь догадками и старинными картами, ведут свои поиски. Но пока безуспешно.

Какие же имеются факты и слухи об этом казачьем пиратском набеге?

В первые века османского владычества (XV—XVII вв.) население городов на болгарском побережье Черного моря имело привилегированный статус. Эти поселения были либо личными владениями султана, либо городами с «военными обязанностями». Это значит, что они были обязаны ежегодно с 1 мая по 1 сентября строить от одной до шести галер для османского флота в зависимости от числа жителей.

Турки не беспокоили эти поселения, и те, оставаясь фактически свободными, быстро росли и богатели. Так, в Поморие, Несебре, Варне и Каварне было, согласно переписям, до 500—600 исключительно христианских домохозяйств.

Мусульмане в этих городах не селились. Назначенные султаном городские правители внимательно за этим следили, поскольку правоверные не платили налогов (казна пополнялась в основном от личных владений султана). Кроме того, мусульманские поселения освобождались от повинности строить галеры.

Очень часто христианские города управлялись христианами, как, например, Кантакузинами в Поморие. Без отсутствия османского притеснения поселения процветали за счет внешней торговли, рыболовства, добычи соли, лесозаготовок, производства древесного угля и пр.

Немалая часть накопленных богатств попадала в христианские церкви и монастыри черноморского побережья. Они восстанавливались, пополнялись золотой и серебряной церковной утварью — чашами, дароносицами, ковчежцами, дискосами (литургическими сосудами).

Это были высокохудожественные изделия т.н. черноморской ювелирной школы. Многие из них были принесены в дар богатыми капитанами торговых кораблей Варны, Поморие, Созополя, Мидии, Несебра и т.д. В каждой церкви было по 50—60 таких драгоценных священных сосудов. В конечном итоге получилось так, что в христианских храмах и монастырях на побережье от Констанцы до Стамбула накопились действительно несметные сокровища. Они и привлекли внимание пиратов к богатым городам. Вдобавок эта часть акватории Черного моря плохо контролировались ослабленным флотом Османской империи, поскольку в 1571 году эскадра из ее трехсот боевых галер потерпела сокрушительное поражение от объединенного европейского христианского флота в битве при Лепанто. Были потоплены или сожжены все суда, погибли около десяти тысяч турецких матросов и офицеров, многие были захвачены в плен и использовались в качестве рабов на венецианских галерах.

Османская империя достаточно быстро восстановила свой флот из трехсот галер, но их экипажи были из числа неподготовленных анатолийских крестьян, которые страдали от морской болезни и умирали в походах. Офицерами на судах были некомпетентные в морском деле пехотинцы или кавалеристы. Вот такой небоеспособный османской флот и позволил появиться здесь пиратам. Ими были казаки, жившие в степной полосе близ северного побережья Черного моря (на территории современной Украины и Южной России). Их пиратские нападения продолжались вплоть до середины XVII века.

Как «сухопутные» казаки стали пиратами?

Казаки — это лихие люди, бежавшие от крепостного произвола из России и Польши, которые самоорганизовались в военные атаманства. Помимо прочего их войска сражались с турками и татарами, овладевшими узкой полосой земли вдоль побережья Черного моря. Россия и Польша, которые страдали от набегов татар и турок, быстро поняли, что казаки — их союзники в борьбе с Османской империей. Поэтому они начали снабжать казаков оружием, не пытаясь подчинить их себе.

Картина «Казаки в Черном море», неизвестный художник ХХ века
Картина «Казаки в Черном море», неизвестный художник ХХ века

Так, к концу XVI века казаки на Дону были связаны с Москвой, а в Запорожье — с Польшей.

После сокрушительного поражения турок при Лепанто донские и запорожские казаки стали строить гребные одномачтовые суда, которые назвали «чайками». Сохранившиеся описания показывают, что «чайки» были близки по конструкции кораблям викингов, которые вселяли ужас всей Европе в VII—Х веках. Если учесть, что Киевская Русь была основана викингами, становится ясно, откуда взялась эта «преемственность» в судостроении казаков.

По течению Дона, Днепра, Днестра и Кубани казачьи «чайки» спускались к Черному морю. Прорвавшись сквозь огонь пушек турецких крепостей в устьях этих рек, они входили в море, которое бороздили до 500—600 торговых судов. Они и становились легкой жертвой казаков-пиратов.

Турецкие боевые галеры не могли их остановить. Медленные и громоздкие, с неопытными экипажами, они сами нередко становились жертвами «чаек». Маневренные суда окружали их и брали на абордаж с кормы, где у галер было только одно орудие. Экипаж убивали, галеру грабили и… поджигали. Эти неуклюжие корабли попросту не были нужны казакам.

Конечно, после массовых нападений торговых галер в Черном море поубавилось и оставшиеся без добычи пираты стали грабить прибрежные города и села, не делая никакой разницы между мусульманами и христианами. Нападали на всех подряд. Пришел черед и богатых христианских храмов на западном побережье Черного моря, населенном в основном болгарами.

Свидетельство монаха-летописца с острова св. Анастасия

Впрочем, не все коту масленица — попадали в смертельные переделки и казаки. Вот что пишет в 1623 году монах-летописец монастыря на острове Святая Анастасия около Бургаса:

«…В июне флотилия из 16 “чаек” с 400 казаками напала на Ахтопол и ограбила жителей, церкви и монастыри. После этого она ограбила монастырь Святого Иоанна Предтечи у Созополя. После напала на село Святого Николая (ныне город Черноморец. — Прим. ред.) и ограбила церковь и монастырь. Затем вернулась в Созополь и ограбила портовую церковь, не тронутую в прежний набег. Затем она отправилась к Несебру, но внезапная сильная буря потопила ее, прежде чем она смогла напасть на город. Все казаки утонули, за исключением одного наварха (капитана), который скрылся в лесах Эмона».

Согласно церковным летописям, только из христианских храмов и монастырей в Ахтополе, Созополе, Поморие и Святом Николае морские разбойники взяли около тысячи серебряных и золотых священных сосудов. А также золотые ювелирные изделия граждан, деньги (золотые и серебряные монеты), дорогую посуду. Эти сокровища вряд ли были загружены лишь в одну «чайку». Казаки, вероятно, поделили все еще на берегу и распределили по отдельным кораблям своей эскадры.

Как пишет монах-летописец, казачий флот утонул и награбленное богатство ныне лежит на морском дне и ждет своего открывателя. Место кораблекрушения находится где-то между городами Несебр, Святой Влас и Емона. Где-то там и покоится богатая добыча казаков-пиратов.

В 1623 г. казаки-пираты ограбили монастырь Св. Иоанна Предтечи, а монахи перебрались в монастырь на острове Хейбелиада, близ Стамбула
В 1623 г. казаки-пираты ограбили монастырь Св. Иоанна Предтечи, а монахи перебрались в монастырь на острове Хейбелиада, близ Стамбула

Ни водолазы, ни тральщики рыбы, ни охотники за сокровищами пока не обнаружили никаких следов того кораблекрушения — ни золотых и серебряных сосудов, ни казачьего оружия. Правда, в 1994 году экспедиция болгарского Национального исторического музея засекла с помощью гидролокатора на глубине 55 метров что-то похожее на одну из пиратских «чаек». Но это было слишком глубоко, и для продолжения исследований требовались серьезные средства, которых у музея, конечно, не было.

В том же году президент болгарского банка «Славяне» Георгий Агафонов, сам потомок казачьего атамана, эмигрировавшего в Болгарию с армией Врангеля, организовал исследование морского дна между Святым Власом и Несебром при помощи американского гидролокатора. Было найдено много кораблей, но других эпох. Почти все, даже крупные, современные морские суда оказались наполовину засыпаны песком…

Таким образом, сокровища богатых приморских христианских храмов и городов продолжают покоиться в районе кораблекрушения 1623 года, и удастся ли их найти когда-нибудь — большой вопрос. Но надежда, как известно, умирает последней. Впрочем, она никогда не умирает.

Продолжение читайте в следующей главе на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.

Автор книги: Андрей Кудин

Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.
Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.

Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии

►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал

►Мой YouTube канал Андрей Кудин. Стихи и песни

►Мой YouTube канал Путешествия, страны и города

►ВКонтакте

►Telegram

Аудиокниги Андрея Кудина:

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. Русско-болгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":

►Ozon

►Audible

►Bookhead

►Bookmate

►BookTouch

►Библио

►Литмаркет

►МТС Библиотека

►Сторител

Электронные книги Андрея Кудина:

►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

►Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980-2010-е годы

►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)

Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:

►Где та гавань, тихая навеки

#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги