Найти тему

Парящий купол, визиты Дракулы и другие загадки Земенского монастыря

Оглавление
Земенский монастырь является магнетическим местом для охотников за сокровищами, археологов и любителей оккультных тайн, которые бродят по Конявской горе и ищут тайны древности.
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги "Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги".

Софийская Святая гора "святее" своего византийского прообраза. Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги. Глава 25. Андрей Кудин

Кто восстановил монастыри, разрушенные турками?

В горах, окружающих Софийскую равнину, существовало более 100 христианских монастырей, церквей, часовен и скитов. Это больше, чем на Святой горе одного из трех полуостровов Халкидики с ее двадцатью монастырями. Именно поэтому еще в древности кольцо из монастырей рядом с Сердикой (позже Софией) называлось вначале Средецкой Малой Святой горой (1185—1417 гг.), а позже Софийской Святой горой.

Быстрицкий монастырь Св. Георгия считался лаврой (так называют крупнейшие мужские монастыри, первые в иерархии). Наиболее известным и по сей день является царский Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы Витошской, воздвигнутый царем Иваном Александром.

Фото: Святая гора. Источник: https://www.votpusk.ru
Фото: Святая гора. Источник: https://www.votpusk.ru

…В начале османского вторжения в ХІV веке многие софийские монастыри, церкви и часовни были разрушены. Однако не прошло и ста лет, как христианские монастыри и храмы во множестве воскресли. Причем в этот период не только восстанавливались старые, но и строилось новые монастыри.

То есть монастыри в их нынешнем виде были построены в конце XV и начале XVI века, во время османского владычества. Но первоначально многие из них были возведены болгарскими царями в ХІІІ—ХІV веках. Тому есть документальные подтверждения, а также в монастырских дворах и вокруг них сохранились следы больших построек той же эпохи. Где-то сохранились и настенные росписи с фресками ХІІІ века (например, в Боянской церкви).

В конце XIV века, как уже говорилось, число монастырей вокруг Софии около ста! Именно поэтому это место начинает называться Малой Святой горой. Но почему в Средневековье так много монастырей было построено именно вокруг Софии? Логичнее было бы подобное средоточие христианских храмов около тогдашнего Филиппополя (Пловдив), где и народ был богаче и христианские традиции — древнее. Но до сих пор нет подходящих объяснений возникновению Средецкой Малой Святой горы.

Впрочем, Средец (с ХІV века София), хотя и был относительно небольшим городом, но находился в центре болгарских земель, на пересечении главных и наиболее коротких путей из Южной и Северной Европы и из Западной и Центральной Европы в Азию. Потому город всегда управлялся севастократором, т.е. вторым по рангу человеком в стране (этот титул носил брат царя).

Прочные крепостные стены, а также десятки небольших укреплений на холмах вокруг города, защищали его от вражеских нападений. Когда София бывала осаждена, гарнизоны этих крепостей нападали ночью на вражеский лагерь, убивали воинов, забирали продовольствие и фураж, заставляя тем самым неприятеля прекратить осаду и отступить.

Болгарские феодалы во множестве крепостей вокруг Софии располагали, естественно, «защитниками» среди святых и считали своим долгом построить посвященную им церковь. Вокруг нового храма в последующие годы возникали монастырские постройки обосновавшихся здесь монахов, зачастую из числа крестьян окрестных деревень. Это объясняет столь большое число монастырей на Средецкой Святой горе.

Следует только напомнить, что этот христианский расцвет приходится на турецкий период, когда Османская империя была на пике своих сил. Ее границы на Западе проходили у стен Венеции и Вены, а удавка на шее болгарского населения, оставшегося в глубоком тылу, была сжата до предела. Согласно болгарским учебникам, в конце XIV века турки уничтожили и болгарское государство, и аристократический слой общества. Была ликвидирована патриархия, а вместе с ней и церковный клир. Кто же тогда восстановил софийские монастыри, если в конце XV и начале XVI века отсутствовал социальный слой, материально способный восстановить здания?

При реставрации фресок в церквях нескольких монастырей на Софийской Святой горе были обнаружены лики жертвователей. В Кремиковском монастыре это боярин Радивой, который в 1493 году дал денег на роспись церкви в память своих умерших детей Тодора и Драгана. В Драгалевском монастыре то же самое сделал некий Константин Мавр. На фресках видны богато и пышно одетые болгары с детьми. Аналогичные сцены есть и на фресках в других храмах.

Кем же были эти меценаты? Ведь, если верить учебникам, богатых болгар в то время не было. Но жертвователи, очевидно, существовали, и, судя по их именам, они точно были болгарами, и совсем не бедными!

Тут можно вспомнить, что туркам не хватало собственного демографического ресурса, чтобы заполнить ряды необходимой им 200-тысячной конной армии. Поэтому в ее ряды вступали и христиане. Конники именовались спаги и находились на самофинансировании за счет налогов, собранных в селах, закрепленных за ними указом турецкого султана. Налоги, а также добыча при военных походах позволяли этим спаги-христианам накопить неплохие средства. Они имели возможность прилично жить самим, поддерживать существующие храмы, строить новые и восстанавливать старые монастыри.

Наверняка это было небезопасно — в мусульманской Османской империи на строительство церквей смотрели косо. Меценаты могли быть лишены своего места в иерархии общества... Но постепенно религия стала восприниматься этническим компонентом и в общественном сознании превратило христианство в «болгарскую веру», а ислам — в «турецкую веру».

Таким образом, восстановление и строительство христианских церквей и монастырей стало частью постоянной внутренней войны между болгарами и турками. И каждый из сотни христианских храмов на Софийской Святой горе мог бы рассказать, как шла эта борьба...

Парящий купол, визиты Дракулы и другие загадки Земенского монастыря

Земенский монастырь является магнетическим местом для охотников за сокровищами, археологов и любителей оккультных тайн, которые бродят по Конявской горе и ищут тайны древности.

Земенский монастырь, Болгария. Источник: https://ru.wikipedia.org
Земенский монастырь, Болгария. Источник: https://ru.wikipedia.org

Есть туристы, следующие по пути крестоносцев, которые, согласно легенде, пришли сюда в поисках храма Соломона, читая знаки на росписях христианских храмов. Именно во фресках Земенского монастыря были закодированы письменные знаки, с помощью которых можно обнаружить храм библейского мудреца. Поэтому не удивляйтесь, если увидите людей, изучающих под лупой стены десятивековой обители.

Один кардинал из Ватикана предрекает, что Земен спасет Землю, а американская писательница болгарского происхождения Элизабет Костова пишет в своих книгах, что Земен был любимым местом обитания графа Дракулы…

Эта таинственная обитель связана и с именем Людмилы Живковой. Дочь последнего болгарского диктатора вместе с принцессой Монако Грейс Келли охотилась в Земене за «Знаком болгарина» — символом, который может объединить все мировые религии. Но из Кремля распорядились остановить исследования, потому что дружба между двумя принцессами — с Востока и Запада — становилась опасной...

По преданию, рядом с монастырем было зарыто и сокровище болгарского царя Михаила Шишмана. Он погиб в 1330 году в битве со своим сербским «коллегой» Стефаном Душаном в окрестностях Велбыджа, но его сокровище было скрыто где-то между крепостью Земленграда и Земенской обителью.

И еще одна загадка монастыря: до сих пор архитекторы пытаются выяснить, как сооружен купол церкви Св. Иоанна Богослова. Это единственный в Болгарии храм кубической формы — 9 на 8 на 9 метров. Четыре столба с арками непонятным образом держат двухметровый купол, который по законам физики должен был бы упасть! Как считают монахи, купол держит Божественная сила…

Продолжение читайте в следующей главе на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.

Автор книги: Андрей Кудин

Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.
Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.

Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии

►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал

►Мой YouTube канал

►ВКонтакте

►Telegram

Аудиокниги Андрея Кудина:

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. Русско-болгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":

►Ozon

►Audible

►Bookhead

►Bookmate

►BookTouch

►Библио

►Литмаркет

►МТС Библиотека

►Сторител

Электронные книги Андрея Кудина:

►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

►Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980-2010-е годы

►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)

Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:

►Где та гавань, тихая навеки

#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги