Почему хорошая девочка получает корзину с конфетами, в то время как плохого мальчика запихивают в мешок.
В ночь Святого Николая у детей, которые плохо себя вели, есть повод для беспокойства (кроме получения угля на Рождество).
Эффективный способ запугать детей и научить их вести себя хорошо.
Крампус, пугающий спутник святого Николая. Каково происхождение этого существа?
6 декабря – важный праздник в ряде европейских стран: это день святого Николая, знаменитого своей щедростью епископа, легенда о котором породила традицию Санта-Клауса и Деда Мороза.
В России сегодня день святого Николая Чудотворца, он отмечается – 19 декабря, в православных церквях по юлианскому календарю. В других православных церквях и Римско-католической церкви – по григорианскому календарю – он 6 декабря.
Однако у этого доброго Святителя есть спутник: Крампус, ужасающее существо, получеловек и наполовину козел. Согласно альпийского фольклора, в ночь на 5 декабря он навещает детей, которые плохо себя вели.
ДЕМОН ГОР
Образ Крампуса происходит из языческой мифологии, в которой он был сыном божества подземного мира. Первоначально он изображался как своего рода козел со змеиным языком, но с появлением христианства он приобрел антропоморфные характеристики, у него появились руки и ноги, возможно, из-за уподобления с дьяволом.
Степень трансформации варьируется: в одних представлениях он показан как демон с козьей шерстью и рогами, в других он появляется с более животными характеристиками, имея копыта и хвост. И с тех пор его внешний вид и характер видоизменялись по-разному в зависимости от местности.
На территориях, где укоренилась традиция святого Николая, особенно в северо-западной Европе – современных Бельгии, Люксембурге и Нидерландах – Крампус стал спутником святого, который приносил дары добрым детям в ночь на 5 декабря. Тех, кто был плохим, напротив, Крампус наказывал с разной степенью строгости: некоторые довольствовались тем, что он мог выпороть их березовыми ветками, которые он носил в руке, а самых худших он забирает в свою корзину, чтобы съесть, утопить в реке или утащить их в ад.
Угроза, которая для тех детей, кто в нее верил, должна была быть более эффективной, чем просто жалкий кусок угля.
В европейской традиции уголь дарят тем, кто плохо себя вел и не заслужил подарков, но чтобы не оставить его без подарков совсем, получает в подарок уголь.
В тоже время, на альпийских территориях, особенно в XVII и XVIII веках, Крампус смешивался с другим местным персонажем: Перхтой, кельтским зимним божеством, представленным в виде гуманоидного вида козла, который наблюдает за стадами и отвечает за изгнание демонов и призраков с гор.
В общем, в странах Центральной Европы Крампус проявляется в виде особи с козьей шерстью и рогами, который вознаграждает хороших маленькими подарками и наказывает плохих и злых, отрывая им конечности и наполняя их соломой и камнями. В Швейцарии есть более мягкая версия похожего персонажа: Шмутцли, который просто гоняется за детьми с метлой, не менее страшный, но менее опасный, чем расчленение.
Были даже поздравительные открытки сомнительного вкуса, на которых дьявол был замечен в том, что клал детей в свою корзину.
БОЯЛИСЬ, НО ЛЮБИЛИ
Эти персонажи, первоначально типичные для горных мест, в XIX веке они также стали известны и в городах, благодаря распространению народных сказок.
Крампус, несмотря на свое языческое происхождение, был еще одной фигурой в прославлении Святого Николая.
Церковь, а иногда и гражданские власти не одобряли этого персонажа, отождествляемого с языческими демонами или с самим дьяволом. В некоторых странах, таких как Голландия, его заменили на другой персонаж по имени Зварте Пит (по-датски Черный Петр), африканский паж, который забирал детей, которые плохо себя вели, и заставлял их работать в течение года в мастерской Святого Николая, чтобы искупить свои проступки.
Все эти персонажи имели специфическую функцию: воплощать негативные черты святого Николая, который изначально брал на себя как роль благодетеля добрых, так и бича нечестивых. Церковь, по логике, не очень одобряла тот факт, что святой в коллективном воображении посвящал себя порке или похищению детей, поэтому она и терпела существование этих демонических или магических «альтер эго», как меньшее зло.
Но иногда гражданские и религиозные власти пытались запретить его, как это произошло, например, в Австрии во время правления фашистского Патриотического фронта и его присоединения к Третьему рейху.
Несмотря ни на что, Крампус сумел выжить в коллективном воображении, даже уже после многих столетий христианской традиции, он является главным действующим лицом местных рождественских праздников. Для непослушных детей эта угроза, возможно, означает нечто большее, чем получить в подарок жалкий кусок угля... который, к тому же, изготавливается из сахара. :))
Как вы считаете, полезный, нужный персонаж... этот Крампус, и много ли у него будет плохих мальчиков в корзине в этот раз?
Будьте хорошими мальчиками и девочками, подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии! :)