В один прекрасный момент я почувствовал, что в мастерской не хватает токарного станка.... Покупать новый я не планировал - большого объема задач по токарке не было, но иногда нужно что-то выточить или проточить. Конечно, первая мысль в таких случаях - обратиться к профессионалам - у них и оборудование, и резцы, да и материалы могут найтись ... Но именно поэтому и появилась мысль про свой токарник.
Оказалось, что профи, как правило, весьма занятые ребята, у них очередь из клиентов и все клиенты - с немыслимыми объемами, "а с вашей одной штукой дольше станок настраивать" - так и говорят! И это я даже не озвучивал им свое мнение о цене. Ну, надеюсь, у них так всё и обстоит!
Прикинув, что поиск токарей, разговоры с ними, поездки туда-обратно и прочее по времени сопоставимо и даже существенно превышает время изготовления даже очень сложной детали начинающим токарем (а таких деталей я делать и не планировал), я понял - пора!
Объявлений о продаже станков нашлось немало. Из небольших, в основном, ТВ-4, ТВ-7. Реальность несколько разочаровала - ощущение, что школьные станки работали в три-четыре смены без выходных - направляющие сточены в дугу...
И тут попалось необычное предложение - станок 1612В-491
Казалось бы, ждать чего-то выдающегося от станка 1949 года выпуска глупо, но хотя бы посмотреть на этот раритет стоило! Измерения показали, что аппарат удивительно хорошо сохранился! Ровные направляющие, крутятся все, что можно крутить, всё включается - выключается. Только при первом осмотре не удалось включить автоматическую продольную подачу, хозяин сказал, что не знает, как она включается - ему не надо было - видимо какая-то секретная комбинация переключателей...
В интернете нашел, что этот замечательный аппарат изготовлен на Савеловском машиностроительном заводе. В 1944 году предприятие получает статус Государственного Союзного завода № 491, а в 1946 году приказом министерства авиационной промышленности определен профиль предприятия, как завода по выпуску токарных прецизионных высокоточных станков и в том же году начинается выпуск токарных станков 1612В. За основу конструкции был взят прецизионный токарный станок DL-1 немецкой фирмы G.Kärger (Густав Кёргер).
В общем, решено! Надо брать! А с подачей потом разберемся. И вскоре станок переехал на новое место.
Прежде, чем что-то точить, новый станок следует разобрать до основания, посмотреть, что еще не сломалось, и вообще убедиться, что его не надо сразу везти в металлолом. Не, ну этот можно в музей!
В результате он был полностью разобран, почищен и собран, и даже пригодились все лишние детали. Конечно, выявились и некоторые недостатки. Приводной ремень, например, нужно было выбросить еще в прошлом веке - да, шпиндель этого станка приводится плоским ремнем, от двигателя с коробкой передач, расположенных внизу. Подобное решение применяется практически на всех токарных станках. Но в этом, чтобы заменить ремень, его надо разрезать! А новый, после установки склеить на месте!
Оказалось, что новый ремень вполне можно купить, причем с кожаным слоем, из современных материалов, с подготовкой концов для склейки и клеем! Я выбрал плоский ремень LT14 50х2370мм. С выбором типа ремня мне помогли ребята из ООО "ТПК "Белтимпэкс". Они же посоветовали и клей.
В общем-то каких-то серьезных неисправностей не обнаружилось, некоторый износ, конечно, был, но не забываем про возраст!
Масло в этом станке подается насосом к подшипникам скольжения шпинделя, поэтому без включения маслонасоса точить ничего нельзя.
После смазки подшипников масло собирается в картере передней бабки, оттуда частично перетекает в картер коробки передач привода продольной подачи и сливается обратно в масляный бак.
С масляным насосом пришлось повозиться. Приводной механизм от двигателя был как-то неудачно сломан, его починить не удалось. В общем на насос я поставил отдельный двигатель.
Оказалось, что станок так хорошо сохранился именно из-за неисправной продольной подачи - точить без неё практически невозможно, а включаться она не хотела. Более того, при попытке включения останавливался двигатель. Кинематическая схема никаких тайных знаний не открыла...
Стало понятно - что-то сломалось! Так как не был разобран только суппорт, то, очевидно, сломалось что-то там.
Изучение описаний и чертежей Древних показало, что неисправен механизм привода червяка вот в этом узле:
Вот эта шестерня перестала вращаться - её заклинило.
И вот тут начинается самое интересное - оказалось, что вынуть эту деталь из корпуса нельзя! Эта шестерня в сборе со втулкой была запрессована в корпус. Положение на фото - максимальная длина, на которую удалось вытащить шестерню из втулки и там осталось еще около двух сантиметров.... Удивительное конструкторское решение! Сейчас бы такой проект даже у студента не приняли.
В общем, я её распилил болгаркой и проточил на 0,2мм. Устранив тем самым заводской брак 70-тилетней давности.
Собрать этот узел получилось не совсем с первого раза - некоторые детали не хотели возвращаться на место.
Оказалось, на этом станке есть автоматическая поперечная подача. Приятный бонус!
В завершение установил измерительную линейку с индикатором - иначе длину отмерять нечем.
Оригинальную электроавтоматику я восстанавливать не стал. Подключил частотник на 220В (380 у меня нет) с простой автоматикой - переключатель направления и аварийный стоп. Частота вращения шпинделя регулируется на пульте частотника. Получилось достаточно удобно.
Хотя в штатная коробка была практически полностью исправной, и в ней даже переключались передачи, пользоваться ей оказалось очень неудобно - для включения нужной передачи нужно "ловить" положение переключателя и некоторые передачи "вылетают". В итоге установлена 3-я передача, а нужная частота вращения задается частотником.
И вот он - тожественный запуск!
Первые токарные опыты показали, что патрон нужно заменить - кулачки там просто болтались. Заодно и переднюю бабку отрегулировал (но это я описывать не буду). Точение скалки показало достаточно неплохой результат!