Часть четвертая: как отличить рвача от творца
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Обратите внимание, что всякого рода мошенники и аферисты, одним словом, все те же рвачи, как правило, при первом знакомстве бывают чрезвычайно милы и обаятельны и запросто могут сойти за простодушного, искреннего человека, тогда как действительно умные, добрые, порядочные люди на первый взгляд кажутся колючими, высокомерными, не очень общительными и потому неприятными.
Объясняется этот феномен весьма просто: рвачу, который оценивает людей лишь по тому, насколько они могут быть ему полезны, нужно скоренько-скоренько «раскрутить» человека, обаять его и получить свою выгоду, а иногда заодно и привлечь к себе внимание (стянуть одеяло на себя). А для этого он использует самые сильнодействующие и скородействующие средства: комплименты, лесть, подхалимаж и, конечно, неотразимую улыбку – ну душка, да и только. Никогда не нужно забывать старика Крылова с его «и в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Использовав человека или поняв, что общение с ним не несет никаких выгод, рвач больше не интересуется им, «охладевает».
А вот творцы, которым люди нужны не для получения сиюминутных выгод, а для длительного взаимовыгодного партнерства, сотрудничества, взаимодействия, дружбы и любви, предпочитают сначала присмотреться к новому человеку, испытать его: ну-ка, что ты за человек, стоит ли тебе доверять; я-то знаю про себя, что я – белый и пушистый, и ты меня полюбишь обязательно, когда узнаешь получше, а вот ты насколько добр и не способен предать, если я доверюсь тебе?
На начальном этапе знакомства высокоразвитые люди больше присматриваются, чем показывают себя, из-за чего могут показаться необщительными. И, к тому же они застенчивы, боятся помешать, вторгнуться в личное пространство незнакомцев, оказаться в ситуации, когда они есть, но их не надо. А застенчивость часто принимается нами за холодность и высокомерие.
Словно испытывая окружающих на чуткость и мудрость, хорошие люди стремятся нравиться не «благодаря», а «вопреки», выставляя напоказ скорее негативные, чем позитивные качества, и даже в преувеличенном виде, дескать, если человек способен почувствовать хорошую «начинку» под внешним наносным защитным слоем, способен «пробиться» через все «оборонительные сооружения», которыми окружает себя ранимая личность, значит он и есть тот, кому можно доверять и с кем стоит иметь дело.
Творцу спешить некуда, он сходится с людьми, рассчитывая в идеале на длительный взаимовыгодный союз, поэтому и обаяние его раскрывается постепенно.
Вот уж поистине, с кем легко сходиться – с тем трудно бывает жить. И наоборот. «Дешево, да гнило – дорого, да мило», - гласит народная мудрость.
Как показывает жизнь, абсолютное большинство творцов – гениев и талантов – не было «душками» и «обаяшками», а было людьми ершистыми, часто конфликтными – словом, неудобными. Только у них это не от толстокожести, а от ранимости, это защита при столкновении со всеми несовершенствами мира, с недальновидностью и нечуткостью тех людей, которых они опередили в развитии. Грубоватость многих творцов такая же внешняя, наносная, как культурность рвачей.
Только вдумайтесь, творца ежедневно ранят все несправедливости, уродства, неразумности, жестокости и, вдобавок, равнодушие к этому всему, нежелание что-то менять к лучшему людей, менее чутких, чем он.
Помните старую отечественную киносказку «Золушка»? Как Золушка на балу спрашивает Принца: «Кто этот забавный старик, который танцует без музыки?»
А Принц ей объясняет, что это добрый волшебник, такой добрый, что не может отказать никому в помощи: «Злые люди так часто пользовались его добротой, что он заткнул уши воском, чтобы не слышать ничьих просьб. Правда, и музыки он теперь тоже не слышит».
Далее по ходу фильма выясняется, что волшебник хитрит и «не слышит» только нехорошие, корыстные просьбы, а вот благородные желания исполняет сразу и с удовольствием.
Увы, нашим добрым волшебникам – творцам – тоже приходится защищаться, закрываться от человеческого рвачества, иначе сядут и поедут, заездят раньше времени, бросят и забудут, и сами ничего не сделают и лучше не станут, и им сделать как следует не дадут.
Здесь же, говоря об отличии творцов от рвачей, хочется подчеркнуть разницу в отношении к деньгам (к вознаграждению за усилия и результаты этих усилий). Эта тема уже затрагивалась в другой статье, но, думаю, стоит повторить об этом.
Если перед вами человек, который чуть ли не с первой секунды переговоров поднимает тему оплаты его труда, - не сомневайтесь: перед вами рвач.
Творец скорее будет беспокоиться о том, сможет ли он достойно справиться с целями и задачами, поставленными перед ним, сможет ли соответствовать занимаемому положению. Он рассуждает так: «Если все пойдет хорошо, все и так увидят, что я заслуживаю многого, и сами дадут мне это многое. А если не дадут, то, по крайней мере, у меня будет реальный аргумент в мою пользу – результаты мой работы. Сейчас же я просто кот в мешке. Стыдно спрашивать за то, что еще не сделано. Ну, а если не получится, никто не сможет упрекнуть меня, что я получил больше, чем заслужил».
Вот почему творец сразу начнет въедливо выяснять, что от него требуется, и никогда не будет давать сногсшибательных обещаний, крича о собственной гениальности. Даже наоборот, заявления его будут очень осторожны: «я готов попробовать», «у меня есть некоторые основания считать, что я справлюсь».
Не правда ли, это звучит настолько скромно, что многие работодатели сегодня пренебрегают такими «неуверенным в себе» людьми. А между тем, именно такие скромняги и способны давать настоящие результаты, не считаясь со своим временем, не жалея себя, не требуя «за каждый шаг пятак».
Да, сегодня нас учат, что скромность вовсе не украшает человека, а делает его незаметным. Мало того, нам пытаются внушить, что если человек не продает дорого свои труд и время, значит он мало чего и стоит. Но это скорее относится к людям посредственным, которые, действительно, только тем и могут выделиться, что броскостью во внешности и в поведении.
Вот такие нюансы, можно даже сказать – парадоксы, стоит учитывать, выстраивая личные и деловые отношения с людьми, подбирая себе команду или спутника жизни, чтобы не доверяться тем, кому не следует, и не отталкивать от себя лучших из лучших.
Продолжение следует...
Начало здесь: Часть 1, Часть 2, Часть 3
Окончание здесь: Часть 5