У строительства "Титаника" и его братьев есть небольшая предыстория, которая объясняет, почему эти корабли должны были быть самыми большими, самыми быстрыми и самыми роскошными.
В 1897 году случилось страшное - немецкий быстроходный лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» завладел «Голубой Лентой Атлантики». Немыслимо! Немецкий корабль на территории, которой всегда владели англичане! Ну, на худой конец, американцы. Но немцы - это уже слишком. В 1901 году компанию "White Star Line" покупает американская "IMM", и на волне англо-саксонского патриотизма решают построить два самых кораблястых трехтрубных корабля из всех возможных. Конкурировать предполагалось не только с немцами, но и британской компанией "Cunard Line", владевшей роскошными "Лузитанией" и "Мавританией". Поэтому в средствах не стеснялись - новые корабли должны были стать самыми большими и самыми роскошными, ведь речь шла о создании монополии в Атлантике. Пока велись переговоры ставки все время повышались, потому, что если уж начались чем-то мерятся, то остановиться очень сложно. И к концу всех переговоров два корабля превратились в три, а три трубы - в четыре. Потому что корабль с четырьмя трубами - это вам не с тремя, сразу видно, кто тут круче.
И вот, на ирландские судоверфи "Harland and Wolff" в Белфасте поступил заказ на три одинаковых корабля: "Олимпик", "Титаник" и "Гигантик". Конструктивно эти трансатлантические лайнеры были практически идентичны (длина 259 м, ширина 28 м, водоизмещение 52 тысячи тонн), но судьбы имели максимально разные.
"Олимпик"
В 1908 и 1909 годах на верфи "Harland and Wolff" начали строительство "Олимпика" и "Титаника". Корабли строились бок о бок, в одном цехе.
20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Его капитаном был Эдвард Джон Смит, самый опытный капитан "White Star Line". Также на борту был директор "White Star Line" Брюс Исмей, который смотрел эксплуатацией "Олимпика" и учитывал его рабочий опыт в постройке "Титаника". Например, за счет уменьшения числа прогулочных палуб, было увеличено количество кают. Также выяснилось, что на прогулочной палубе слишком ветрено и она, в целом, не очень хорошо защищена от непогоды и брызг. Поэтому на строящемся "Титанике" переднюю часть променада решено было сделать закрытой, с раздвигающимися рамами. Это, кстати, хороший способ отличить эти корабли на фото.
Руководство "White Star Line" перкрасно понимало, что пиар - двигатель торговли. Никто не должен сомневаться, что самый надежный, комфортабельный и немыслимо роскошный корабль в мире - это "Олимпик". При большом стечении репортеров даже была проведен небольшая рекламная акция. Во время рейса "Олимпика" из США в Великобританию 28 июня 1911 года, сразу после отправления, один из пассажиров "обнаружил", что забыл свои очки. На берег была послана срочная телефонограмма, новая пара очков была изготовлена в экстремально быстром темпе, и авиатор Томас Сопвич, один из первопроходцев авиации, поднялся в воздух вместе с этими очками. Вот только незадача - на глазах у изумленной публики брошенная с борта самолёта посылка пролетела мимо палубы корабля и упала в море.
В течении своей жизни "Олимпик" побывал в нескольких авариях с другими кораблями, но, никаких фатальных последствий для него это не имело. Но, возможно, укрепившийся в следствии этих аварий миф о непотопляемости кораблей данной серии, повлиял на отношение экипажа и владельцев к безопасности. Если корабль не может утонуть, то и спасательные шлюпки ему ни к чему, у вас же есть кафе, парикмахерские и турецкая баня, что вам еще нужно.
10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс. Его капитаном был все тот же Эдвард Джон Смит, на своем опыте убедившийся, как легко эти корабли переживают столкновения. Что было дальше, знает весь мир. Странное совпадение заключается в том, что "Олимпик" в это время находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон, не очень далеко от места гибели своего близнеца. Получив сигнал о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь, но, к тому времени, как он подошёл, всех, кого можно было спасти, подобрал лайнер "Карпатия", принадлежащий основному конкуренту, компании "Cunard Line". Капитан "Олимпика" предложил забрать часть пассажиров к себе на борт, но капитан "Карпатии", тоже понимающий в пиаре, не согласился, под предлогом того, что вид корабля-близнеца "Титаника" мог спровоцировать панику у жертв катастрофы. Может быть, это действительно было так, но сложно не думать о том, какой удачный рекламный ход - из двух кораблей конкурирующих компаний - один затонул, погубив полторы тысячи человек, а второй спас всех, кого мог, кинувшись на помощь с превышением допустимой скорости. Тем не менее, "Олимпик" попросили задержаться в зоне видимости "Караптии" (видимо, это было не так ужасно для спасенных - видеть призрак "Титаника" на горизонте) и помогать тем, что бы передавать информацию и списки спасенных на берег - мощности радиостанции "Карпатии" на это не хватало. Когда к месту гибели "Титаника" стало подходить все больше судов, "Олимпик", дав прощальный длинный гудок, вернулся на рейс и пошел по маршруту. Можно только догадываться, как пристально пассажиры и члены экипажа следили за айсбергами весь остаток пути и с каким облегчением сошли на берег. В обратный рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, команда корабля выходить отказалась, пока "Олимпик" не укомплектуют достаточным количеством шлюпок.
Руководство "White Star Line", прекрасно понимая, что трудно будет продать билеты на корабль с таким печальным родством, провело дорогостоящую реконструкцию. В частности, было приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Теперь корабль мог удержаться на плаву, даже в случае затопления 6 отсеков. Эта реконструкция оказалось очень кстати, потому что вскоре началось Первая мировая война и "Олимпик", перекрасив в защитный цвет и снабдив орудиями для защиты от подводных лодок использовали для перевозки войск и грузов. Он всю войну ходил через Атлантику, четыре раза отбивался от подводных лодок, но войну прошел невредимым, даже с одной потопленной немецкой подлодкой на счету.
После войны "Олимпик" вернулся к мирной работе и трансатлантическим рейсам. Он перевозил несколько знаменитых людей, в частности Марию Складовскую-Кюри, которая ехала в США, чтобы забрать собранный по подписке грамм радия и Чарли Чаплина. Не могу не упомянуть о странном эпизоде, произошедшем 18 ноября 1929 года, когда "Олимпик" шёл в Нью-Йорк. Корабль внезапно начало трясти без какой-либо видимой причины. Не было ни других кораблей поблизости, ни поломок в механизме. Внезапно команда поняла, что они находятся в месте, где 17 лет назад затонул "Титаник", но позже радисты сообщили, что виной всему было подводное землетрясение.
Пережив несколько реконструкций (например, он был первым из крупных трансатлантических лайнеров переведен на использование мазута в качестве топлива) и не очень серьезных аварий, в конце жизни "Олимпик" был продан на аукционе и отправлен на металлом. Так закончилась длинная жизнь этого великолепного корабля.
"Гигантик"
Судьба "Титаника" не могла не повлиять на последнего братца, сошедшего на воду 26 февраля 1914 года. Конструктивные переделки, учитывающие опыт эксплуатации "Олимпика" и катастрофу "Титаника" должны были сделать его еще более непотопляемым. И, наученные горьким опытом, судостроители разместили на корабле 48 спасательных шлюпок, две из которых имели собственные двигатели и телеграф. К тому же, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций, корабль получил другое имя - "Британник". И он был невероятно роскошен, руководство компании вложилось в него по максимуму - была добавлена еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Но время для его существования было выбрано максимально неудачное - началась война и роскошный лайнер не выполнил ни одного коммерческого рейса. В конце 1915 года "Британник" был переоборудован в плавучий госпиталь. А уже в ноябре 1916 младший из братьев пал смертью храбрых, подорвавшись на мине недалеко от берегов Греции. Но его пассажиров, в отличии от пассажиров "Титаника", практически всех удалось спасти. Интересно, что среди них были медсестра Вайолетт Джессоп и кочегар Артур Джон Прист, выжившие в катастрофе "Титаника".
И вот так, из трех кораблей, которые официально декларировались как "непотопляемые", затонули два. Но, чтобы не заканчивать эту длинную статью на совсем уж грустной ноте, упомяну, они и сейчас служат науке, в 2012 году, водолазы закрепили на корпусе "Британника" научное оборудование, позволяющее следить за тем, как бактерии разрушают железный корпус в данном районе кораблекрушения, по сравнению с "Титаником", лежащим на 4-километровой глубине.
Статьи на ту же тему:
- Третье крупнейшее кораблекрушение в истории "Гибель "Императрицы Ирландии".