В спец номере нашего журнала "Воздействие Covid-19: демографические, экономические и социальные проблемы" (№4/2022) опубликована статья Марины Шерешевой и Матвея Оборина, которая посвящена анализу влияния пандемии на сферу туризма.
Уже в первой половине 2020 года большинство серьезных экспертов утверждали, что пандемия коронавирусной инфекции будет негативно влиять на сектор туризма не один год. Теперь можно с уверенностью сказать, что это влияние является долгосрочным, при этом последствия пандемии далеко не однозначны. В мировой туриндустрии произошел ряд изменений в структуре рынка и управленческих подходах, а для России кризисный перелом 2020-2021 гг. оказался переходом к интенсивному развитию внутреннего туризма, ценность которого осознали все стейкхолдеры рынка, начиная с федерального правительства и региональных администраций и заканчивая малым бизнесом и собственно туристами. Сложившаяся ситуация способствует опережающему развитию внутреннего туризма, дополнительно стимулируемому растущими мерами господдержки, касающимися не только и не столько наиболее популярных направлений, а сознательно направленными на диверсификацию туристских маршрутов и их равномерное распределение по территории страны и по сезонности. Туристическая ресурсная масштабность и природное богатство Российской Федерации становятся основным источником конкурентных преимуществ, а создание адекватной ресурсам инфраструктуры и управленческих компетенций — основной целью федерального уровня. Особенно важно, чтобы и традиционные, и новые туристические направления были доступны всем слоям населения, включая людей с относительно невысоким уровнем дохода. Именно доступные по ценам путевки способствуют развитию массового внутреннего туризма, постепенно решая вопрос кризисного положения отрасли и при этом положительно влияя на качество жизни людей. Реализуемые нормативно-правовые акты, связанные с антикризисным обеспечением на федеральном уровне, должны быть адаптированы в регионах, направлены на координацию между органами власти и предприятиями туристско-рекреационной сферы. Не менее важно и понимание, что такая многослойная и сложная отрасль, как туризм, в период кризиса может успешно развиваться только как единая экосистема бизнеса. Это предполагает, наряду с конкуренцией, также и взаимопомощь, межорганизационное, межмуниципальное и межрегиональное сотрудничество стейкхолдеров рынка.
Читайте статью на сайте журнала https://doi.org/10.3897/popecon.6.e90708