Найти тему
Честная доставка

Яндекс обманывает на деньги курьеров и своих клиентов

Картинка из Яндекс.Картинки
Картинка из Яндекс.Картинки

Раскрываю карты, как Яндекс.Еда с помощью своего приложения Яндекс Про обманывает курьеров и клиентов.

Немного теории

Процесс доставки еды предполагает трех участников:

  1. Ресторан
  2. Сервис
  3. Клиент

Если с рестораном и клиентом все ясно - это конкретный Ресторан и конкретный Клиент, то с Сервисом все сложнее.

Теоретически - это сервис доставки Яндекс.Еда. Но у них нет своих курьеров и фактически доставку осуществляют посредники или их Партнеры.

Партнерами Яндекс.Еда являются либо курьерские службы, либо самозанятые граждане.

Именно партнеры доставляют заказы клиентам. При этом Сервис берет плату за свои услуги как с Клиентов, так и с Партнеров.

С клиентов - это 39 рублей, а с Партнеров - 1% с платных доставок. Также Клиенты платят за саму доставку 149 рублей.

Как оплачиваются услуги Партнера

Партнер получает оплату за доставленный заказ + расстояние до Ресторана и до Клиента х коэффициент спроса.

Если доставка платная, то Партнер уплачивает Яндекс.Еда 1% за услуги.

Схемы обмана Партнеров

Начнем с Партнеров, которыми являются курьеры. Они работают с Яндекс.Еда напрямую как самозанятые или через курьерские службы.

Но в том и другом случае работа идет через приложение Яндекс Про. Разбирать - это колхозное приложение в данной статье я не буду. Это требует отдельной статьи на данную тему, так как Яндекс Про имеет 1000 + 1 баг, которые не устраняются, а только множатся с каждым обновлением данного софта.

Итак, как Яндекс.Еда обманывает курьеров в приложении Яндекс Про.

1. Неверный тайминг.

Яндекс Про рассчитывает неверное время для курьера до Ресторана или до Клиента. Чаще всего обманывают с расстоянием до Ресторана.

Приведу примеры из своей работы в Яндекс.Еда в Питере. Самым любимым местом для мошенничества для "Еды" является ЗенитАрена. Я там дважды попадал на штрафы из-за неверного расчета времени до Ресторана приложением Яндекс Про.

Парадокс ситуации в том, что приложение по умолчанию работает в связке с Яндекс.Картами и по идее берет данные о расстоянии до места оттуда. Но практика показала, что это не так.

Заказ №1. Я должен был от ЗенитАрены добраться до ресторана на Яхтенной 1 за 1 минуту. Яндекс.Карты показывали 23 минуты.

Я опоздал на 17 минут, Яндекс.Еда указала 18 минут. Штраф: 18 минут х 3 рубля. Итог: 2 недели переписки и коррекция на третью неделю.

Заказ №2. Я должен был добраться от ЗенитАрены до Ресторана в ТЦ на Савушкина 119/3 за 15 минут. Яндекс.Карты показывали 28 минут. Я опоздал на 23 минуты. Штраф: 24 минуты х 3 рубля. Итог: 1 неделя переписки и коррекция через 2 недели.
P.S. Яндекс.Еда всегда преувеличивает размер опоздания в большую стоимость.

Были и другие ситуации, но там по мелочи 2-3 минуты. Летом и осенью - эти косяки с таймингом можно было разрешать за счёт использования самокатов.

2. Манипуляции с геолокацией

Данный обман заключается в том, что приложение ЯндексПро ВНЕЗАПНО передвигает ваше расположение ближе к Ресторану и Клиенту и рассчитывает исходя из этого время до места. Исправить ничего нельзя.

Фокус в том, что если вы перезагрузите приложение (мне пришлось перезагружать его трижды) и у вас будет правильная геолокация, но таймер будет всё также отсчитывать время.

Заказ №3. От Оптиков 34 я должен попасть в ресторан на Комендантской площади 4 за 15 минут. Яндекс Про и карты показывали, что Я у АЗС Газпромнефть на Камышовой. После перезагрузки было верное нахождение, но 13 минут до места. При этом Яндекс.Карты показывали 36 минут. Пришлось сесть в автобус. Я опоздал на 2 минуты. Еще 4 минуты боролся с Яндекс.Про, чтобы оно сработало. В итоге 7 минут опоздания, которые не отменили. Я попал на деньги

3. Манипуляции со статусами

В Яндекс Про очень часто либо не срабатывают статусы, либо приложение пишет, что курьер далеко от Ресторана.

Если вы отдали заказ и не можете сменить статус на "Передал заказ" - это не беда. Беда, когда вы в Ресторане или У Клиента, а статус сменить не выходит.

Я так попал на 12 минут опоздания после последнего обновления приложения Яндекс Про.

При том, что пришел раньше, отдал клиенту заказ. Таймер не дошел до нуля. 6 минут я добивался от поддержки в чате и по телефону смены статуса. Они сменили. Еще 6 минут приложение не желала реагировать на смену статуса. Пришлось его 5-6 раз перезагрузить прежде чем статус сменился.

Отдельной разновидностью мошенничества является тот факт, что приложение Яндекс Про не желает менять статус даже когда вы на месте.

У меня был заказ из магазина Пятерочка. Я был в магазине, мне даже отдали заказ. Однако приложение говорило, что меня там нет и таймер шел, указывая, что я далеко от места. Пришлось идти на другой конец дома и тогда приложение сработало.

Аналогичная история была с магазином Магнит. Шутка была в том, что это был большой магазин с двумя входами. Я зашел в магазин, статус сработал, что я в нем (и на этом спасибо), а вот с выходом были проблемы. Приложение отказывалось срабатывать, указывая, что я далеко от магазина. Пришлось идти на другой конец магазина и там менять статус, и оттуда идти к Клиенту.

4. Манипуляции с расстоянием до Клиента и до Ресторана

Яндекс.Еда не любит платить деньги и поэтому всячески сокращает расстояния. Вам строят маршруты по несуществующим дорогам, по кладбищам, по кустам, лишь бы меньше платить деньги.

Но чаще всего Яндекс Про строит маршрут от ближайшего края здания до Ресторана или Клиента.

Например, вы стоите в большом ТЦ, ресторан на одном конце здания, а адрес Клиента по другую сторону здания. Яндекс Про выстраивает маршрут от ближней точки ТЦ до Клиента. Разумеется при этом время, что вы должны потратить до другого конца здания ТЦ в расчет не берется, как и то что Вам нужно спуститься на первый этаж, выйти на улицу.

Да и расстояние при этом меньше, соответственно платить Вам можно меньше.

Но Яндекс Про этого мало. Это "потрясающее" приложение легко может перенести точку старта, из которой вы якобы идете к Клиенту или в Ресторан на другую сторону дороги.

У меня была ситуация, когда из ТЦ на Илюшина 5 Яндекс Про переносило маршрут на другую сторону дороги и сокращало расстояние и время до Клиента. А там между прочим трамвайные пути и чтобы их обойти требуется 4-5 минут с учетом времени ожидания на светофоре.

Время ожидания на светофоре тоже в расчет не идет. Так, на Савушкина на развязке у ЗСД можно застрять на светофорах на 1,5-2 минуты, но это приложение в расчет не берет.

Это к вопросу почему курьеры носятся как сумасшедшие и нарушают ПДД.

Возвращаясь к ТЦ на Илюшина 5. Там вообще глупость 99 уровня с таймингами и сменой статуса. Если вы идете к данному ТЦ по ул Стародеревенской, то можете сменить статус на "В ресторане" еще на пересечении с Камышовой. До ТЦ еще 1 перекресток и расстояние. Это минимум 500-600 метров, если не больше.

Если вы пойдете по улице Илюшина от улицы Планерной, то сменить статус вы сможете только у самого ТЦ, когда останется идти метров 50.
И это только один пример. В других местах есть похожие приколы.

5. Манипуляции с завершением/началом планового слота

Данный вид мошенничества у меня был четырежды. Трижды он был связан с завершением планового слота. Один раз с началом.

Дважды это происходило, когда в работе приложения Яндекс Про возникал традиционный еженедельный сбой.

Раз в неделю, обычно в среду или четверг в приложении бывает сбой и начинаются чудеса. Если они Вас не коснулись, считай повезло.

Меня они коснулись дважды. Первый раз я не смог начать смену и у меня слетел плановый слот. Пришлось его начинать заново. На менее выгодных условиях.

Во второй раз приложение искало заказы, а потом перезагрузилось и завершило слот. При том из отчета выяснилось, что слот завершили за 2 часа до того. Но при этом заказы как-то искали.

Как итог, я 5 часов отработал за "Спасибо" и мне за них ничего не заплатили.

В другие разы Яндекс Про посчитало, что у меня нет Интернета, хотя он был и бот Яндекс.Еды присылал заказы, но в приложении их не было.

В итоге приложение просто завершило мой плановый слот на 2 часа раньше.

Аналогично было и в другом случае, но там слот завершили на 15 минут раньше.

Все это приводит к тому, что если заказов мало курьеру не платят минимальные деньги за доставку, то есть 140 рублей (сейчас 250 рублей) за час.

Доказать вы ничего не можете. Служба поддержки просто пишет, что курьер должен обеспечить Интернет стабильный (интересно как), быть на открытом пространстве (интересно как это сделать в большом городе вроде Питера или Москвы).

И самое главное. Приложение хорошо работает, а во всем виноват сам курьер потому что нарушил регламент (интересно в чем) и не почистил кеш.

Уникальный рецепт от службы поддержки Яндекс.Еда на любой случай: перезагрузите приложение и почистите кеш.

Что бы не происходило с приложением, как бы оно не глючило, как бы не зависало вы услышите это решение.

Я привел те схемы, с помощью которых Яндекс.Еда обманывает курьеров используя приложение Яндекс Про. Но есть и другие, о них в другой раз. В других статьях.

Почему я считаю, что это мошенничество? Потому что всё это ведет к необоснованному снижению дохода курьера.

Схема обмана своих Клиентов Яндекс.Едой

Я не пользуюсь услугами Яндекс.Еды по доставке еды поэтому увидел лишь один способ махинаций, которые приводят к финансовым потерям Клиентов Яндекс.Еды.

1. Ошибка с адресом доставки

Если эту статью читают Клиенты Яндекс.Еда рекомендую им НИКОГДА не заказывать еду не из места, куда вы хотите получить доставку потому что вы рискуете остаться и без денег и без заказа.

Схема эта очень проста. Клиент делает заказ на доставку, а приложение меняет адрес доставки, Клиент не замечает, и отправляет заказ. Курьер приезжает на адрес, а там никого нет.

Клиент вынужден либо отказаться от заказа, либо доплатить за доставку. При этом Курьер не всегда может доставить заказ по новому адресу из-за существенного расстояния между местами.

Яндекс.Еда считает, что Клиент сам виноват, и деньги не возвращает. Данный момент говорю на основе рассказов Клиентов, которые жаловались мне на поведение Сервиса.

Я уже сбился со счета, сколько раз я доставлял заказы в трансформаторные будки или парки. Я денег с Клиентов не просил, они сами мне переводили чаевые за услугу.

Позиция сервиса в данном случае меня поражает. Им плевать на Клиентов. Когда я завел разговор о пересчете расстояния, служба поддержки мне просто предложила не доставлять заказ, так как клиент сам виноват и это его проблемы.

До кучи оператор еще мне и начал угрожать, что так как я говорю слишком громко (как я должен говорить на улице на Приморском шоссе в таком потолке машин, я себя вообще не слышал), она напишет на меня жалобу.

Заказ я тогда доставил. Забавно, что оператор Яндекс.Еды впарила Клиенту, что это его ошибка и он неправильно указал адрес. Пришлось рассказать ему, как на самом деле обстоят дела:)

Таким образом, заказывая в Яндекс.Еде Клиент играет в русскую рулетку и не знает получит ли он заказ, и вернут ли ему деньги. А главное, когда вернут, если конечно вернут.