Обрати внимание, что тема 2.4 разделена на три составляющие:
1) рынок и рыночный механизм;
Термин «Рынок»
Рынок — это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме.
Рассмотрим данный термин подробнее:
- совокупность экономических отношений — на рынке происходит много разных действий, это не только про купить или продать вещи на Авито, но это также и про понимание, сколько товара изготавливать, как и в каких пропорциях его отправлять, куда его отправлять, какую цену ставить на изделия и прочее. Но чтобы не описывать длинными словами все экономические процессы, мы используем словосочетание «совокупность экономических отношений»
- обращение общественного продукта — люди изготавливают товары и услуги, но товар должен дойти до конечного потребителя, человек должен его купить и употребить в пользование. Общественный продукт — это про продукт, необходимый обществу.
- товарно-денежной форме — товары или услуги мы меняем на деньги, поэтому «товарно-денежная» форма
Виды рынков
Рынок можно классифицировать по разным критериям, именно поэтому их так много. Для ЕГЭ ты можешь выучить первые три классификации, этого вполне достаточно.
Рынки по масштабу
- мировой — продаём и покупаем по всему миру, между странами, например, Россия и США, США и Китай и другие;
- региональный — продаём и покупаем на уровне регионов, Калужская область поставляет воду в Челябинскую, а республика Дагестана завозит фрукты в Москву;
- национальный — продаем внутри страны, на национальном уровне. Например, раньше Макдак был на уровне местного уровня, а потом вышел на национальный — стал известен по всем штатам;
- местный — продаём и покупаем на уровне населённых пунктов.
Рынки по конкуренции — подробнее тут
- рынки совершенной (чистой) конкуренции — идеальный мир с идеальной конкуренцией, где все производители обладают одним объёмом информации, никто никого не подставляет и все поддерживают развитие малого бизнеса. МЕЧТА!
- рынки несовершенной конкуренции — это уже ближе к реальности, где существует монополистическая конкуренция, олигополия, монополия и монопсония.
Рынки по объекту
- рынок товаров и услуг — продаются товары и услуги
- рынок труда — это рынок рабочей силы. Если ты хоть раз искал(-а) работу, то был на этом рынке. Он не всегда существует физически, чаще располагается в наших гаджетах (hh.ru, superjob и прочее).
- финансовый рынок — это любой рынок с ценными бумагами: акциями, облигациями, чеками и прочим.
- валютный рынок и т.п — продажа и покупка валюты:)
Рынки по характеру продаж
- оптовый — вид рынка, на котором сделки совершаются большими партиями (оптом), чаще всего взаимодействие происходит между производителями и продавцами по договорам;
- розничный — вид рынка, на котором товары реализуются в розницу, то есть единичными штуками, а не партией. Взаимодействие происходит между продавцами и конечными покупателями.
Пример для ЕГЭ. Ты точно на озоне или вайлдберризе видел(-а) товары, которые есть на алике или джуме. Продавцы скупают товар оптом (оптовый рынок) у производителя, становясь таким образом посредниками между производителями и конечными покупателями. Открывают свой магазин, щепотка наценки и вуаля — бизнес (розничный рынок)!
Рынки по уровню насыщения
- равновесный — идеальный рынок, где производители производят столько товара, сколько готовы купить потребители, на таком рынке нет товара, который простаивает на складе, как и огромных очередей за чем-либо, потому что «иначе не достанется»
- избыточный — рынок, где производители перестарались, возможно, не учли какие-то факторы и произвели намного больше, чем требуется, поэтому теперь товар не реализуется, а просто стоит и ждёт своего момента (в лучшем случае)
- дефицитный — рынок, где перестарались покупатели, потому что создали настолько большой спрос, что товара просто не осталось. Типичный пример: чёрные пятницы в Америке, товар расхватывают так быстро, что образуется дефицит, то есть люди и хотели бы купить, но уже не могут, потому что товара нет физически
Рынки по соответствию закону
- легальный — всё по закону, налоги платятся, нет запрещённых товаров и услуг
- «чёрный» — нелегальщики, скрываются от закона и торгуют тем, что не должно (по их мнению) увидеть государство. Это могут быть наркотики, человеческие органы, краденные картины, реликвии и многое другое.
Функции рынка
- Ценообразующая — из-за того, что потребители и производители взаимодействуют между собой, то формируется рыночная цена, то есть цена, при которой производитель готов продавать свой товар, а покупатель готов его купить.
- Регулирующая — откуда производители знают, сколько им производить? Они смотрят, по какой цене готовы покупать, что и сколько производят конкуренты, как ведёт себя потребитель, делая из этого выводы. Таким образом рынок регулирует объём и ассортимент товара на нём.
- Стимулирующая — рынок заставляет производителей искать способы производить много, но подешевле, повышать качество и придумывать нечто новое, чтобы быть востребованным
- Информационная — рынок даёт информацию о том, какие товары пользуются спросом, а какие уже давно не в почёте.
- Посредническая — как вы узнаете, у кого можно купить то, чего вы хотите? Вы заходите на авито или едете в торговый центр, то есть рынок выступает посредником (связывает) между конечным покупателем и продавцом.
- Санирующая (оздоравливающая) — всем, кто не способен вынести конкуренции, рынок говорит «Вы — слабое звено, прощайте!», очищая таким образом экономическое пространство от лишних производителей.
- Социальная (распределительная) — все мы имеем разный достаток, на это указывают товары или услуги, которые мы приобретаем. Каждый приобретает в своей ценовой категории. Так рынок распределяет блага между людьми, предопределяя социальное расслоение общества.
- Интеграционная — рынок объединяет между собой производителей, создает условия для их взаимодействия, порой некоторые производители из одной ниши становятся друг для друга поддержкой и взаимопиаром (скажем привет коллабам в инете!).