Найти тему

Российские производители строительной техники ведут борьбу за внутренний рынок

Несмотря на введенные ЕС санкции, европейская строительная техника продолжает поступать в Россию. Китайские компании демпингуют, стараясь занять максимальную долю российского рынка. Отечественные производители говорят, что готовы обеспечить российских потребителей своей техникой, но надо защитить рынок от импорта.

10 июля 2022 года начал действовать очередной пакет санкций Евросоюза. Он запрещает экспорт в Россию грузовиков и специальной техники. Под запрет попали бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, гусеничные тракторы. Но, как выяснилось, ряд западных производителей продолжает поставлять спецтехнику в Россию.

В этом году продажи выросли у польской компании Dressta и остались почти на досанкционном уровне у немецкой Liebherr. По данным Федеральной таможенной службы, за девять месяцев этого года производитель бульдозеров Dressta из Польши увеличил поставки в РФ почти вдвое по сравнению с тем же периодом 2021 года (15 единиц против 9 годом раньше). Продает польские бульдозеры в России дилерская компания «Ферронордик машины».

Немецкий производитель спецтехники Liebherr через официального дистрибьютора ООО «Либхерр-Русланд» продал в России за девять месяцев этого года 90 бульдозеров (в 2021 году было продано 97 единиц). «Продукция европейских производителей может попадать на российский рынок через Белоруссию или Казахстан», — сказал журналу “Эксперт” Вячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации производителей специализированной техники «Росспецмаш».

В «Росспецмаше» считают, что использование иностранной техники чревато рисками из-за недопоставки запчастей. «Безусловно, проблемы с сервисом и запчастями в условиях санкций и затрудненной логистики для покупателей обострятся», — говорит Пронин.

Нишу ушедших из России в этом году западных компаний пытаются занять китайские производители: LiuGong, Zoomlion, Shantui Construction Machinery и HBXG (бренд Shehwa). Их машины дешевле российских аналогов - у них проще конструкция, а масштабы производства больше, это снижает себестоимость продукции. По данным «Росспецмаша», если в 2019 году китайской дорожно-строительной техники было ввезено в Россию на 40 млрд рублей, то за пять месяцев 2022-го — на 54 млрд. Это больше, чем отечественные производители продали за девять месяцев года.

Китайские производители прибегают к демпингу, что сказывается на спросе на российскую технику. «Мы могли бы в этом году прирасти и больше», — говорит Вячеслав Пронин.

В ассоциации «Росспецмаш» советуют покупателям строительной техники не радоваться низким китайским ценам. У китайских поставщиков нет централизованных сервисных центров и гарантий поставок запчастей, обучения операторов и прочих возможностей, которые предоставляют российские производители, поясняют в «Росспецмаше».

В ассоциации считают, что отечественные производители вполне конкурентоспособны.

Производство дорожно-строительной техники в России в прошлом году выросло на 28% в денежном выражении и достигло 56,1 млрд рублей. По данным «Росспецмаша», за девять месяцев этого года российские заводы произвели такой техники на 53,3 млрд рублей — это на 38% больше, чем за тот же период 2021 года.

Ассоциация «Росспецмаш» считает, что нужно защитить внутренний рынок от импорта. Этого можно достичь введением антидемпинговых мер, требованиями обязательного сервисного сопровождения и повышением ставок утилизационного сбора для ввозимой из-за рубежа специальной техники.

P.S. Вопрос к читателям: как вы считаете, стоит ли доверять китайским производителям и покупать сейчас их технику? Пишите в комментариях.