Приветствую в Блоге Шкарпета!
Вы сейчас прочитали название, и думаете, мол опять эта скучная политика, снова что-то заумное. Но нет, как бы не так! Я вам расскажу в каком мире вы живете, в каком будете жить, и вы вообще представляете то где живете сейчас? А Россия так-то сердцевина Земли, если кто не знал!
Обо всём по порядку, поехали!
Все, во всяком случае, кто хорошо учил историю, прекрасно понимают, что между государствами, между нациями, культурами, религиями, идеологиями, на протяжении многих веков, тысячелетий идёт непрерывная конкуренция, отстаивание интересов, попытки выстраивания сотрудничества, образования союзов и даже жесткие столкновения.
Конкуренция может быть в экономической, политической, юридической, философской и, естественно, военной плоскости. Она то затухает, то разгорается, стоит интересам пересечься, или же находятся формы взаимодействия и сотрудничества. Вся человеческая история пропитана конкуренцией, и примеров бессчетное количество в любой эпохе любого региона, стоит только внимательно присмотреться.
Оттачиваемое веками, умение правильно определять и отстаивать интересы своего государства, культуры и народа, контролировать территорию, распределять сферы влияния, в отдельную дисциплину, и скорее даже систему, именуемую как геополитика, сформировалось относительно недавно, на рубеже 19-20 века, но можно отчетливо проследить истоки ещё из античности.
Геополитика основывается на многих научных дисциплинах, таких как: история, география, экономика, политология, социология, логика, философия, культурология, на военной науке.
Согласитесь, если мы говорим о ГЕОполитике, от слова ГЕО, оно же земля, то большую роль играет география, ведь глобальная конкуренция прямо отражается на карте, зависит от рельефа, расстояний и способов передвижения. Это территориальное расположение, рельеф суши, выходы к морю, ресурсы, логистика.
Вообще можно отметить, что к геополитике существуют разные подходы, и выделяют несколько основных школ геополитики: Русская, Немецкая, Английская, Американская, Японская. Каждая имеет свою историю, свой особый взгляд, и практический опыт.
Популярными в понимании геополитики во многом стали понятия, сформированные английским географом и политиком Хэлфордом Маккиндером, определившим, что физическая география имеет значительное влияние на политические процессы.
Он определил, что есть, так называемый Мировой остров, образуемый материком Евразия, и прилегающим к нему материком Африка.
И самой значимой частью этого великого острова является материковая часть, недоступная с моря, защищенная льдами на севере, и горами на юге, так называемая сердцевина Земли, Хартленд, которая недоступна от проникновений врагов с моря. Географически это Восточная Европа, Русская равнина, Западная Сибирь и Средняя Азия. Тот, кто контролирует эту землю, имеет самую большую устойчивость и влияние на мир, и представляет опасность для морского гегемона.
Известная формула Макиндера гласит: „Кто правит Восточной Европой, господствует над Хартлендом; кто правит Хартлендом, господствует над Мировым островом; кто правит Мировым островом, господствует над миром“. Это я не сам придумал, можете почитать.
Материковые страны исторически проявляют свои континентальные черты, расширяясь по суше, делая соседние территории частью себя, подружившись, или захватив их. Это теллурократическая цивилизационная специфика.
Также он выделил вторую зону - внешний полумесяц, включающий в себя Америку, Британию, Японию и Южную Африку, где могут располагаться морские державы. Отличительные черты и колониальную политику морских держав можно четко проследить в их поведении. Они строят сильный флот и плывут со своих остров к чужим землям, закрепляясь там военными базами. Колонии они всегда рассматривали не как часть себя, а как ресурс, который надо побыстрее выжать, пока есть влияние, а если что-то пошло не так, то можно быстро уплыть домой на свой остров. Это черты «талассократии», морской державы.
Американский геополитик Николас Спикмэн дополнил эту концепцию третьим видом - Римленд - ограничную зону Суши и Моря, тянущуюся вдоль границ Хартленда через Европу, Ближний и Средний Восток, Индию и Китай, который проявляет частично черты талассократии и частично черты теллурократии.
Геополитика - это противостояние сильных мира сего, величайшая и сложнейшая игра с колоссальными ставками. Одним из самых впечатляющих и сложных, является, ставшее многовековым, противостояние между русскими и англосаксами, начавшееся как противостояние Российской и Британской Империй, в борьбе морской державы против недоступного Хартленда, борьба Моря и Суши, продолжающаяся по сей день, как противостояние «коллективного запада» и Российской Федерации, пытающейся не дать себя окружить. Такое противостояние получило название «Большая игра», распространил этот термин английский писатель Редьярд Киплинг в начале 20 века.
Поэтому, когда вы в очередной раз услышите, что НАТО, они же США, Британцы, или вместе англосаксы снова портят нам жизнь, то в первую очередь обратите внимание на их мыслителей, их доктрины, геополитическую науку, расположение их военных баз, и тогда вам понятно будет, что это правда. Их же мыслители заложили основу современной геополитики, и выстроили их школу геополитики на борьбе за мировое господство владычицы морей с абстрактным Хартлендом, у которого геополитическое положение сложилось удачнее, чем у них. И их элиты не переубедить в этом никогда.
Не надо думать, что это сказки, существует множество исторических фактов, которые складываются воедино в геополитике. Если вы об этом не читали сами ранее, то это не значит, что этого нет, просто вы этого не знали, и картина мира была не полной.
Геополитика, конечно, это в первую очередь удел интеллектуальных, политических и экономических элит, способных реально влиять на происходящее на мировой арене, способных осмыслить происходящее в глобальных масштабах, и включиться в игру.
Но, для любого простого человека, который думает, что он не элита и не влияет на происходящее в мире, сообщу, что каждый влияет. Каждый из нас это небольшая частица, но нас много, и мы голосуем на выборах в политической плоскости, и голосуем в экономическом плане своими деньгами, когда выбираем продукцию или услуги из какой страны приобретать, куда вкладывать деньги, мы влияем когда переезжаем куда-то, влияем когда распространяем информацию. Это касается каждого на планете.
Известный американский геополитик, Збигнев Бжезинский, говорил, что геополитика есть теория позиционной игры на «мировой шахматной доске». Шахматной доской, в данном случае, выступает планета, а фигуры - это государства.
Геополитикой занимаются и большие и малые государства, но существенное влияние обычно оказывают именно большие и сильные государства, в то время как у государств поменьше вариантов не много, кроме как слиться с другими, подчиняться более сильным, или объединяться с другими в союз. Поэтому существуют определенные центры силы, и их сателлиты, это своеобразная геополитическая иерархия.
Просто малое государство физически не может обладать настолько же сильной экономикой, армией, наукой, реализовывать самостоятельно масштабные проекты, такие же, как могут гораздо более крупные государства, или большие объединения малых государств. За примерами далеко не надо ходить, можно вспомнить космическую гонку или гонку вооружений между США и СССР, это была конкуренция колоссальных ресурсов и масштабов, небывалой скорости развития науки и инженерной мысли, с которыми никто не мог сравниться.
Ну вот простой пример, может ли какая-нибудь условная Литва с населением меньше трех миллионов человек, самостоятельно создавать ядерную энергетику, космическую программу, компьютеры, морскую флотилию или полную номенклатуру самолётов, проводить в одиночку глобальные научные изыскания, значительно влиять на судьбу человечества? Нет, сама она на такое не способна, поэтому для такой страны нужно быть частью чего-то большего. В составе СССР эта страна была частью многонациональной цивилизации, участвовала во всем вышеперечисленном на равных правах, не ущемляемая при этом ни в чем.
Казалось бы, вот формула счастья – близкие страны объединяйтесь и не будет никаких проблем. Но в реальности у одного соседа большие амбиции, у другого свой круг друзей, а третьего, с которым вы с детства дружите, у тебя уводят в более веселый клуб по интересам, в который тебя не пускают, а есть и заклятые враги, которые не дремлют.
Наивно думать, что все государства белые и пушистые и не конкурируют друг между другом. Наивно думать, что какое-нибудь маленькое скромное государство может быть свободно от братьев постарше, иметь свою политическую волю, независящую от какого-нибудь соседа или покровителя. Наивно также думать, что можно объединять не связанные историей, культурой, религией, географией, общим языком страны, и получить что-то адекватное и равноправное.
Те, кто ударяются в излишний пацифизм, рано или поздно осознают, что пора обороняться, или исчезают с поля конкуренции, их просто выкидывают, устраняют физически. А те, кто не знают меры в своих успехах спотыкаются и даже громко падают, рано или поздно.
Граждане либеральных взглядов, конечно, витают в ванильных фантазиях, где есть государства с полной свободой слова, с полной независимостью от других, при этом состоящие в военных и политических блоках, где райская утопия и нет никаких проблем, там текут зефирные реки, и ангелочки летают, но это просто оторванные от реальности мечты. В реальности же всё намного реальнее – сильные страны собирают вокруг себя страны поменьше и диктуют свои условия, а страны поменьше выбирают под чью опеку встать, с кем сотрудничать, чтобы не исчезнуть вовсе. И тут появляются вопросы интересов элит, экономической целесообразности дружбы, гарантий безопасности, географической, этнической, культурной, религиозной или идейной близости, влияния третьих стран, и множества других факторов.
Я давно изучаю геополитику, историю, географию, и понял, что только сильная страна или сильное объединение близких стран, способны выстраивать действительно самостоятельную политику. Всё как в жизни – если ты сильный, умный, смелый и богатый, то твои возможности шире, больше свобод получаешь. Но тут также важно не быть зазнайкой, который пытается покорить всю планету и установить свою власть гегемонии над всеми.
Мы сейчас наблюдаем такой пример, как один мировой гегемон в лице США, навязывающий свои условия всему мировому сообществу, контролирует средства массовой информации в других странах, оказывает давление даже на такие международные организации, как ООН, манипулирует и угрожает окружающим, размещает свои военные базы далеко от сферы своих реальных интересов. И сдерживает развитие других центров силы, разводя по всей планете многочисленные конфликты, они прямо и говорят, что их сфера интересов - это вся планета, а к тем, кто этому мешает, применяют сдерживание. В первую очередь они сдерживают тот самый Хартленд, пытаясь раздробить его на части, маргинализировать, покалечить. Это ужасающее зрелище для всех, кто может это осознать, и в то же время большой геополитический успех для самого гегемона, который успешно справляется со своей ролью.
Но не получится назвать сбалансированной систему мирового порядка с одним гегемоном, который кого-то любит больше, кого-то меньше, а кого-то вовсе не любит. Тем более что есть разные мировые культуры, которые сформировались на определенных территориях, и у каждой культуры есть чуждые для других составляющие, которые нельзя навязывать остальным.
Вот навязывают с запада свою нетрадиционную дикость, выставляя психические расстройства за норму, и требуют этого от других. У них свои внутренние причины видимо есть, но нормальные общества это не должны принимать.
Двуполярная система, в которой есть два центра силы - США и СССР, тоже оказалась несбалансированной. Стоило одному победить, как он сразу же стал единственным гегемоном, в то время как других центров достаточной силы не существовало.
Так же абсурдным выглядит объединение всех стран мира в какой-то единый организм, так называемый космополитизм, сопутствующая ему глобализация, мировое правительство. История показывает, что эти идеи провальны и опасны размытием культур, этносов. Мы разные – и это хорошо, у всех разные интересы, взгляды, традиции, понятия, менталитет, и это тоже естественно. А если допускать глобализм, то все перемешаются в какую-то серую идентичность.
Поэтому в умах здравомыслящих людей появилась такая идея, как сбалансированный многополярный мир. Такую мысль отразил в книге «Теория многополярного мира» российский философ Александр Гельевич Дугин. Это как раз формула нахождения баланса, которой всячески будут противиться нынешний гегемон и его прихвостни.
Он также опирается на цивилизационное разделение, предложенное американским социологом Сэмюэлем Хантингтоном.
Значит, суть идеи многополярного мира в чём. На основе культурной, географической, исторической, религиозной и этнической близости, можно выделить несколько регионов, каждый из которых можно назвать отдельной самостоятельной цивилизацией.
Такие цивилизации могут быть объединением нескольких близких по многим параметрам стран. Каждая такая цивилизация может быть самодостаточной, самостоятельной и достаточно сильной для того, чтобы устойчиво и успешно существовать долгие столетия и тысячелетия.
Дугин выделяет следующие цивилизации:
Бесспорные: Западная, Православная (евразийская), Исламская, Индуистская, Китайская (конфуцианская), Японская
Потенциальные: Латиноамериканская, Буддистская, Африканская
Между такими цивилизациями могут существовать пограничные районы, которые частично интегрированы в соседние цивилизации или имеют нейтральный статус, выполняя роль этаких буферных зон, не дающих цивилизациям сталкиваться между собой.
Лично я, сам, выводил похожую картину идеального и сбалансированного сосуществования людей на планете, и в целом, я вижу аналогичное мироустройство с небольшими отличиями. Меня очень радует, что многополярное мироустройство видят оптимальным и другие люди, что об этом говорят на высоком уровне.
На данном историческом этапе можно представить несколько конфигураций распределения этих цивилизаций, или же центров силы, для недалекого будущего.
В таких, многополярных сценариях, есть несколько центров силы, которые, в планетарном масштабе, уравновешивают друг друга, не давая никому перейти к единоличной гегемонии. Такое мировое устройство обеспечивает сохранение самобытности цивилизаций, их культуры, не давая их перемешивать и размывать глобалистам.
В таких цивилизациях должны сплотиться связанные географической, культурной, религиозной и исторической близостью многие народы. А конфликты, разгорающиеся при содействии гегемона, сующего свой нос на чужие материки, останутся в прошлом.
У России, как вы поняли, особая и непростая геополитическая роль, Россия - это ядро того самого Хартленда, угрожающего гегемону, сердцевина Земли, центр евразийской цивилизации, самая крупная из славянских и православных культур, самая многонациональная страна, и сподвижник создания сбалансированного многополярного миропорядка.
Подробнее про непростую геополитику России я расскажу в своем следующем видео. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить.
А ниже видеоверсия данного текста.