Давным-давно Маша гостила у подруги-англичанки в городе Сайренсестере, в доме времён королевы Виктории. Энн обожала свой дом, но расстраивалась, что прежние хозяева заменили аутентичную каминную решётку на современную подделку. В музее Виктории и Альберта в Лондоне, в зале, сплошь уставленном каминными решётками всех времён, она подвела Машу к одной, далеко не самой красивой, и умильно сказала:
- Вот - моя! Когда у меня будут деньги, я найду такую и поставлю себе.
И правда, спустя некоторое время Энн с гордостью сообщила, что нашла правильную решётку, наняла мастера, и теперь её камин выглядит достойно.
Мы вспоминаем историю с камином, когда любуемся на собственную, правда, виртуальную, коллекцию артефактов. Ни одна, даже самая древняя из наших реликвий, не может соперничать в возрасте с викторианской решёткой: практически все они родом из двадцатого века.
Взять хоть Любин архив. Люба разместила фотографии в трёх ученических альбомах по рисованию, посвятив каждый отдельной теме. Один - о семье. С первой страницы глядят немолодые Любины родители, Софья и Абрам Агранаты, о которых даже мама не знает ничего, кроме имён. Софья - вылитая Люба, с глазами-полумесяцами, крупным носом и кудрявой шапкой волос. У Абрама мудрые прищуренные глаза и пышные, залихватски закрученные усы.
Каждому из их пятерых детей, включая и себя, Люба выделила в альбоме персональное место. Один из самых ранних снимков Любы относится к 1925 году. Это коллективное фото учеников железнодорожной школы станции Дорогобуж, Люба-семиклассница - в центре.
Когда мы остались без проводника и не знали, как исследовать Любины юность и детство, Надю вдруг осенило:
- Надо позвонить Зоиной Тане. У неё есть старые фотографии и истории.
Зоиной Тане мы посвятим особую историю, а сейчас только скажем, что позвонив ей, мы услышали пару фактов о предках, которые звучали как полный бред. Типа:
- Абрам был купцом 1 гильдии, поставлял древесину императорскому двору или что-то в этом роде.
Мы решили, что Зоина Таня просто унаследовала буйную фамильную фантазию. Нам с детства известно, что Люба происходила из семьи батраков. Какой ещё купец?
Зоина Таня подтвердила, что альбом прабабушки у неё, и обещала отсканировать снимки. В ожидании сканов мы создали общий чат потомков Софьи и Абрама. Туда набилось человек пятнадцать, и они, то есть мы, напоминали стаю весёлых галок: живо делились сведениями и фотографиями, при появлении новой крупицы информации дружно встряхивались, азартно кидались на добычу, мгновенно расклёвывали её на кусочки, поднимая в чате немыслимый галдёж, а потом медленно затихали до следующей крошки.
И тут наша вера в батрацкое прошлое претерпела новый удар. Мы пригласили родню устроить виртуальную выставку семейных реликвий и сами поделились фотографией и историей, знакомой с детства: семья Агранатов работала на помещика, и он в благодарность подарил Софье серебряную ложку. Но стоило ложке появиться в чате, как к ней в объятия кинулись разлучённые с ней в детстве сёстры. Мы смутились: прабабушке, похоже, обломился комплект столового серебра.
Наша коллекция реликвий не идёт ни в какое сравнение с викторианским камином. Это всё милые вещицы, вроде подушечки, вышитой Софьей, или детского капора Любиной сестры, но они хрупки и недолговечны, а к тому же не представляют никакой материальной ценности. Но предки брали их в руки, и почти про каждую мы можем рассказать историю, а вещь с историей имеет в наших глазах особую ценность.
Но ни ложки, ни подушки не давали ответа на вопрос, кем на самом деле были Любины родители. И мы нетерпеливо ждали фотографий из альбома прабабушки Софьи.
Начало наших историй вы можете прочитать тут.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжения.