Нил Пирт, родившийся в канадском городе Гамильтон в 1952 году, присоединился к RUSH в 1974-м и во многом изменил музыкальный стиль и тексты группы, став их главным автором песен. Он записал с RUSH 18 студийных альбомов и стал одним из самых известных барабанщиков в истории рок-музыки.
Как и тексты, которые он писал для RUSH, его барабанные партии на многих треках были очень сложными, он многократно менял ритм за считанные секунды.
Прошло немало времени, прежде чем он добился экстраординарных навыков игры на барабанах, он слушал многих других барабанщиков, и в интервью 1980 года Нил перечислил восемь драммеров, которых он считал лучшими на тот момент.
Фил Коллинз
Фил Коллинз - один из тех барабанщиков, которых Пирт посчитал лучшими в 80-м. Играл на барабанах в GENESIS, а после ухода из группы Питера Гэбриэла стал также и вокалистом.
В более позднем интервью в 2011 году Нил Пирт вновь упомянул Коллинза, сказав, что многому научился у него: «Фил Коллинз оказал огромное влияние на мою игру на барабанах в 70-х. И всё это сохранилось в моей игре и сегодня. Его партии барабанов, записанные с GENESIS и BRAND X в те годы, были технически совершенными, но одновременно и очень музыкальными. Его ритмические узоры были гармонично вплетены в замысловатую музыку GENESIS, придавая очень мягкий, текучий пульс песням и инструменталам».
«Его игра всегда была образной и захватывающей, наполненной энергией и разнообразием, а отточенная техника всегда отлично служила музыке. В сбивках Фила чувствуется динамика джазового барабанщика. Это очень заметно на его игре в группе и вдохновило меня попытаться включить подобное в мой собственный подход к барабанам».
«Кроме того, его барабаны всегда звучали очень хорошо. А хорошо звучащие барабаны всегда являются результатом мастерства барабанщика и говорят о его правильной технике удара. Комбинируя это качество и естественный драйв игры, Фил создавал действительно очень мелодично звучащие барабанные партии – плавные и музыкальные. И одним из выдающихся произведений, отражающих все эти его качества, был альбом GENESIS Selling England By The Pound 1973 года».
Нил Пирт дважды встречался с Филом Коллинзом
Во время того же разговора Пирт вспомнил, как ему посчастливилось увидеть живое выступление GENESIS в 1974 году, как раз незадолго до того, как он стал барабанщиком RUSH. Ему очень понравилось выступление группы на этом шоу, и он особо отметил, насколько Фил Коллинз был хорош во время этого сета.
Барабанщик также сказал, что у него, к сожалению, не было возможности пообщаться с Коллинзом, и они всего лишь дважды встречались лицом к лицу. Первый раз в конце 70-х, когда Пирт был в Лондоне, где записывался с RUSH и вдруг неожиданно увидел Коллинза в книжном магазине. Однако Коллинз не знал Пирта в лицо в то время, и они так и не поговорили друг с другом.
«Я нахожу забавным, что несмотря на то, что мы с Филом не встречались «формально», мы фактически дважды столкнулись лицом к лицу с разницей почти в 20 лет, причем он об этом ничего не знал. В конце 70-х я записывался с RUSH в Лондоне. Я зашел в книжный магазин научной фантастики в Сохо. У двери я остановился и придержал её для другого посетителя, бородатого маленького парня в плоской кепке и пальто, который выходил».
Нил Пирт продолжил:
«Наши взгляды на мгновение пересеклись, и мы вежливо кивнули друг другу. Я узнал Фила, в то время он ещё был волосатым и придерживался стиля Артфула Доджера (персонаж романа Чарльза Диккенса Оливер Твист - авт.). Это было как раз перед тем, как его в GENESIS выпихнули на позицию фронтмена, что очень сильно изменило его жизнь. Из скромного успешного барабанщика он стал международной поп-звездой».
В другой раз он встретил Коллинза в середине 90-х в Женеве, куда Пирт приехал со своим другом после путешествия на мотоциклах через Италию, Тунис и Сахару. Они вдвоем заглянули в отель в Женеве, расположились поужинать, и тут канадский барабанщик обратил внимание, что Коллинз тоже кушает через несколько столиков от них. Но он тогда решил не беспокоить музыканта GENESIS.
Билл Бруфорд
Вторым Пирт назвал барабанщика Билла Бруфорда, который в те времена работал с такими группами, как YES и KING CRIMSON.
«Билл Бруфорд - один из моих любимых барабанщиков. Я восхищен его игрой по целому ряду причин. Мне нравится то, что он играет, и то, как он это делает. И мне очень нравится та музыка, которую он играл и играет во всех группах, барабанщиком которых он был», - отметил Нил Пирт.
Бруфорд был одним из тех барабанщиков, что Пирт пригласил для записи трибьют-альбома Бадди Ричу Burning For Buddy (1994), который Нил сам продюсировал. Британский музыкант сыграл на кавере на трек Lingo.
В специальном интервью об этой пластинке, взятом для телевидения, Пирт объяснил, почему он выбрал Бруфорда. «Это тот парень, который занимает первое место в моей «команде мечты». Он смог присоединиться к проекту и проделал превосходную работу».
Кит Мун
Еще одним барабанщиком в списке Пирта был Кит Мун из THE WHO. Нил сказал, что Мун был одним из его «любимых наставников», у которого он научился свободе. Глядя на игру Муна, он понял, что ему не нужно быть постоянно привязанным к «фундаментальным» основам техники игры на барабанах.
Он также добавил, что ему нравится подход Муна, когда тот кладет «крэшевую тарелку прямо в середину брейка». Пирт считает Муна наследником Джина Крупы, по его мнению, очень много общего в том, как эти двое играли на барабанах.
Однажды Пирт видел его вживую, когда THE WHO играли в Канаде. В 2014 году он вспоминал в интервью, что тогда ему было всего 17 лет, и он пошел на шоу со своими друзьями. Концерт состоялся в Old Coliseum в Торонто в рамках тура, в котором THE WHO продвигали свою пластинку Tommy.
«Мне было 17 лет или около того, и я пошел посмотреть, как THE WHO в Old Coliseum играют Tommy. Я там был с кучей друзей и одногруппников. По дороге домой один из наших парней сказал: «Как ты думаешь, ты смог бы быть таким же выносливым?» (Смеется). А я сказал: «Я не знаю».
Карл Палмер
Еще одним известным барабанщиком прогрессивного рока, которого назвал Нил Пирт, был Карл Палмер из EMERSON, LAKE & PALMER и ASIA.
Палмер вспоминает: «Я разговаривал с Нилом Пиртом только один раз, в Монреале, после концерта его группы RUSH. Просто короткая встреча. Мы поговорили о малых барабанах. Я помню, он был застенчивым, но очень хорошим парнем».
«Он помог раздвинуть границы в прогрессивной рок-музыке. Это точно. Что касается его игры, я бы не сказал, что он был самым оригинальным, но он всегда был в поиске. Этим он и был интересен. И в целом у него были отличные идеи».
Палмер также сказал, что, по его мнению, музыка RUSH очень динамична, и в этой группе невозможно быть плохим музыкантом. «Нил всегда играл хорошо, и это самое главное. Его игра выглядела и звучала так, как будто он все время пытался придумать что-то ещё. Вот именно поэтому он был отличным барабанщиком, просто потому, что в 95% случаев ему это удавалось!»
Палмер сказал, что всем участникам RUSH, вероятно, очень нравится EMERSON, LAKE & PALMER
Палмер отметил потрясающие, на его взгляд, тексты, которые Пирт писал для RUSH, любимые также и поклонниками группы. Он добавил, что не сомневается и в том, что канадский барабанщик явно находился под влиянием его игры, и что, вероятно, всем участникам RUSH очень нравились EMERSON, LAKE & PALMER, поскольку у обеих групп было много общего. Не будем забывать, что и те, и другие были трио, и что они использовали много электронного оборудования ещё до того, как это стало общей тенденцией.
Палмер пояснил, что Пирт хотел пригласить его для участия в трибьют-альбоме Бадди Ричу, который тот продюсировал, но в то время Карл был слишком занят и не мог участвовать в проекте.
Майкл Джайлз
Еще один британский барабанщик, на которого пал выбор Пирта. Наиболее известен как один из соучредителей группы KING CRIMSON. Участвовал в записи двух их первых альбомов: In the Court of the Crimson King (1969) и In the Wake of Poseidon (1970).
В 2007 году Пирта спросили, оказывал ли на него влияние Джайлз. Он ответил: «О, да, очень долгое время. Не только ранний KING CRIMSON, но и MacDonald and Giles (альбом 1970 года Иэна МакДональда и Майкла Джайлза - авт.) тоже».
«Одновременно и очень дисциплинированный, и в то же время увлекающийся. Реально горел тем, что делал. Но при этом четко держался внутри общей структуры. Его заполнения и чувство ансамблевой игры были непревзойденными и очень недооцененными», - сказал Нил Пирт.
После ухода из CRIMSON Майкл Джайлз участвовал в записи студийных альбомов MacDonald and Giles, Лютера Гросвенора, Мюррея Хэда, Джексона Хайтса, Лео Сэйера и многих других.
Кевин Эллман
Эллман был барабанщиком UTOPIA - американской группы под руководством Тодда Рандгрена - с 1973 по 1975 и с 2011 по 2018 год. Но записал с этой группой лишь один альбом Todd Rundgren’s Utopia в 1974 году.
«Есть такой парень по имени Кевин Эллман, который какое-то время играл с UTOPIA Тодда Рандгрена. Я не знаю, что с ним дальше случилось. Но он был парнем, который очень много играл по томам на концертах», - сказал Нил Пирт.
А дальше Эллман стал бизнесменом. Он является генеральным директором Wealth Preservation Solutions, LLC. Эта компания специализируется на помощи владельцам бизнеса и их семьям в инвестициях при выходе на пенсию, пособиях, страховании и многом другом.
Ник Мейсон
Следующий в списке - легендарный барабанщик PINK FLOYD. «У Ника Мэйсона из PINK FLOYD другой стиль. Очень просто, но очень со вкусом. Всё, что нужно, в нужном месте. И сначала я услышал, как на концертах по томам играет Мэйсон, а потом уже Кевина Эллмана, который вложил в них все свои силы. И у того, и у другого узнаешь очень много интересного», - вот что сказал Нил Пирт в интервью.
2017 году барабанщика RUSH спросили, есть ли «отголоски» классического альбома PINK FLOYD The Wall 1979 года в песне RUSH Limelight с их знаменитой пластинки Moving Pictures 1981 года. Пирт ответил: «Конечно. Я очень хорошо понимаю PINK FLOYD. Много лет назад один диджей поставил трек из Wish You Were Here. Именно тогда я зацепился за эту группу и стал их большим поклонником», - объяснил Нил Пирт.
Ник Мейсон - соучредитель PINK FLOYD и единственный постоянный участник группы с 1965 года. Он играл на всех альбомах.
Томми Олдридж
Американский барабанщик, единственный из списка Пирта, играющий хард-рок и хэви-метал. Он родился в штате Массачусетс в 1950 году и впервые стал известен как участник BLACK OAK ARKANSAS.
Но наибольшую популярность приобрел благодаря своей работе с Оззи Осборном и WHITESNAKE, группой, с которой он играет и сейчас.
«Многие барабанщики говорят, что все, что можно сделать двумя ногами, можно сделать и одной. Это просто неправда. Я могу сыграть бит с двумя басовыми барабанами, которому научился у Томми Олдриджа, когда он играл в PAT TRAVERS BAND.
У него очень аккуратный стиль игры на бас-барабанах. Большинство играют триоли сначала по томам, а затем бас-бочками, а он научился делать это по-другому, сразу бас-бочками» - сказал Нил Пирт в 1980 году.
Читать также:
- Смотрим великолепный джем! Билли Гиббонс («ZZ TOP») отметил свой день рождения